среда, 30 июня 2010 г.

О замене транспортного налога акцизом - пора высказаться

Дискуссия, которая развернулась в последнее время в нашем обществе по поводу замены нынешнего транспортного налога, акцизом на гсм, не могла оставить меня в стороне. Скажу честно - определился не сразу.... Но вот сейчас подумал, проанализировал, послушал, почитал всех и с скажу вам следующее.. Транспортный налог - надо менять, вернее заменять. От ныне действующего налога толка никакого - одни проблемы и сомнительная собираемость, а от нового - куда ни кинь - везде "сплошной позитив". И то, что депутаты ГосДумы в начале июня эту идею запороли - не делает им никакого респекта.

Как говорят психоаналитики: "Давайте проговорим об этом", и назовем несомненные, или даже очевидные, бесспорные  "плюсы" предлагаемой мини реформы... Итак суть - транспортный налог не отменяется, изменяется способ его взимания (т.е. способ исчисления и уплаты). И после отмены транспортного налога и замены его косвенным акцизом на гсм:

1) резко сократятся государственные расходы по администрированию и контролю за взиманием  налога.


 Действительно или контролировать миллионы автовладельцев, заводя их данные из ГИБДД, рассылая им ежегодно десятки миллионов уведомлений (сейчас в России порядка 30  млн. а/м, может чуть меньше, но около того), или налоговые органы будут иметь дело только с несколькими сотнями плательщиков, которым и скрывать то особо нечего, т.к. налог - это часть цена или грубо говоря чужие деньги, которые временно попадают в руки продавцов гсм и в установленные сроки должны быть перечислены в бюджет. Кстати еще никто не подсчитал, сколько со стороны государства тратиться на сбор транспортного налога - прямо и косвенно. Нисколько не удивлюсь, что все, что собирается - тратится на администрирование. А ведь после отмены транспортного налога - тысячи чиновников объективно остаются без работы, как в системе ФНС, так и в ГИБДД (а кстати, сколько у нас еще  госуслуг, придуманных неизвестно для чего, без которых вполне можно было бы обойтись,  но  на которые, тем не менее, тратятся миллиарды бюджетных денег).

2) Исходя из вышеизложенного и как продолжение п. 2 можно предположить, что проблемы с собираемостью нового акциза, по сравнению с ныне действующим транспортным налогом - просто утратят актуальность. Собираемость нового акциза будет почти 100 %, т.к. косвенные налоги легче собирать, и легче контролировать. Напомню, что собираемость налога - это соотношение между налогом, потенциально исчисленным с фактически имеющейся  базы, и размером налога, реально поступившим в бюджетную систему.

3) миллионы плательщиков освободятся от необходимости ежегодно тратить свое время и деньги на уплату налога. Еще один аспект - у нас принято считать сколько напрямую денег тратится на сбор налогов именно со стороны государства, но никто не анализирует сколько тратится в целом всеми экономическими субъектами, и в первую очередь налогоплательщиками. Вот представьте, сколько времени тратит рядовой гражданин-автовладелец ежегодно на уплату транспортного налога. А ведь надо получить уведомление, сходить в банк, заполнить квитанцию, второй раз заполнить ("гражданин, вы здесь неправильно заполнили", знакомо?), отстоять очередь раз, отстоять очередь два ну   и т.д. и т.п. Для юрлиц примерно тоже самое - необходимо обработать данные по а/м, заполнить декларацию, напечатать платежку, отнести ее в банк.... Скажите "ничего страшного, раз в год можно"  - дк... умножьте все, что я сказал на миллионы минут и рублей, вот вам и затраты, которые как бетонная плита мягко, но неотвратимо ложатся на бизнес и на нашу экономику....

4) И, как для меня кажется, самое главное... Я об этом, кстати, уже писал здесь http://www.nalog-briz.ru/2010/06/blog-post_04.html. Пусть и звучит это не совсем урыдически, но ... отстаньте от наших граждан!!!. Оставьте их в покое, хватит их подключать для ваших бюрократических игр. Может это и слишком и эмоционально, и все-таки. Ну хватит их мучить пустыми хлопотами. В п.3 я уже писал о том, сколько тратится времени и сил на вылавливание уведомлений, поездки по банкам (не во всех еще можно заплатить), на заполнение квитанций и др. Зачем? Пусть российские граждане спокойно работают, а не тратят драгоценное время на стояние в очередях. Хватит тратить наше время и деньги. А ведь я еще не говорил о недоразумениях, технических ошибках, и других бюрократических сбоях с этим налогом. Когда доблестное ГИБДД (ИМХО, умеющее только сидеть в засадах для провоцирования взятки себе любимым), не снимает проданные а/м или не пересылает соответствующие данные в налоговую. А сколько приходится бегать и искать концы по а/м, которые проданы уже 5 или 10 лет назад, а уведомления все идут и идут. А по другим а/м уведомления не приходят, и наш "добрый, но справедливый" Конституционный Суд РФ говорит, а ни че страшного - плательщики могут сами в налоговую сходить и уведомление попросить, ведь уплата налога - святое...(речь идет о присном Определении КС РФ от 28.05.2009 № 763-О-О, о котором я как-нибудь обязательно напишу - нет сил молчать).  Таким образом ну и карусель получается: налоговики, почтовики, гибддшники, банкиры, а еще чуть не забыл суды и приставы - все задействованы для взимания транспортного налога с нашего рядового гражданина. Они как гора нависают над ним - "заплати и спи спокойно", "заплати...", "заплати...".
В России с ее размерами и расстояниями  а/м - это не роскошь, а жизненная необходимость, поэтому нечего наказывать налогом тех, кто имеет а/м.
Вспоминаю, что до 2001 года, пока действовала прогрессивная шакала подоходного налога, лица, у которых было 2 и более источников дохода, превышающие установленный предел с переходом на повышенную ставку, обязаны были составлять и подавать и ИФНС налоговую декларацию.
«Левых» доходов (т.е. официальных доходов не по основному месту работы) у меня было раз два и обчелся, и то в основном деньги за лекции о налоговом праве, прочитанные по вузам, да по учебным центрам. Еще пару гонораров от издательств за статьи и книги (тоже по налогам). В то время, я  уже тогда считал себя профессионалом-налоговедом, т.к. многое знал и многое понимал. Так вот, только не смейтесь, на заполнение мой налоговой декларации у меня уходил ровно один световой день (как правило это было последнее воскресенье апреля непосредственно перед 30 числом).
И когда эту глупость с 1 января 2001 года наконец-то отменили – рад я был безумно, вот было здорово! И кстати - ничего страшного не случилось. Бюджетная система не рухнула. И вот уже почти 10 лет я не трачу впустую 1 день в году на заполнение налоговой декларации. Ведь фактически мне подарили целый день, который я мог посветить или работе или отдыху. То же самое и с транспортным налогом – не надо мучить граждан. Оставьте их в покое.

А вот еще несколько других "+", которые может не столь очевидны, но тем не менее - они есть:

а) после замены транспортного налога акцизом принцип справедливости в налогообложении работает на 100 %, ездишь на авто - платишь,  не ездишь (авто в гараже) - не платишь. Ведь в противном случае, для тех, кто ездит на а/м, и для тех, кто не ездит, и соответственно не портит дороги - сумма налога одинакова. Также можно продолжить, больше ездишь - больше платишь налога. Еще продолжить? Двигатель больше - больше расход топлива -  больше налогов перечисляешь в конечном итоге в бюджет. Справедливо.
б) реализуется принцип экономичности гсм и происходит достижение экологических задач. Чем меньше потребляет двигатель, тем меньше он сжигает гсм - тем меньше загрязняется и окружающая среда. А это выгодно всем, т.к. в противном случае - ты больше перечисляешь налога в бюджет.
в) как правило заправки  располагаются прямо на дорогах, поэтому в конечном итоге акциз будет поступать в бюджет того региона, на котором расположены эти дороги и заправки (хотя бы приблизительно). Какие дороги портятся - за те же плательщик и платит в бюджет. Это правило хоть не абсолютное, но оно лучше, чем когда налог уплачивается в регион по месту регистрации, а не по месту фактической работы а/м;
г) для некоторых есть еще один плюс в новом налоге - это отсутствие  необходимости его единовременной оплаты, т.к. многим плательщикам легче платить налог в процессе эксплуатации при оплате гсм. И не надо будет раз в год выискивать определенную сумму денег на единоразовый платеж, который может быть обременительным.
д) интересно, что и махинации с гсм становятся  невыгодными для владельцев, ведь приписки, разбавление и недолив, все это объект, облагаемый новым акцизом.
Некоторые, кстати называют еще "плюсы" - стимулирование развития автомобильной промышленности, т.к. многие не покупают себе второй а/м из-за высокого транспортного налога.


Принципиальных  возражений против такой налоговой инновации, как замена глупого налога - новым умным, я насчитал 4.5 (четыре с половиной):
1) "новый косвенный налог, как любой оборотный налог - есть налог нерыночный; он будет подавлять деловую активность". Так и хочется сказать: "Блин, какую активность... Че вы мелете?".... Что за демагогия и словоблудие? Где вы увидели в России активность, которую можно подавить косвенным налогом, который составит от 20 до 53 коп. на литр бензина? Газпром, что ли активность потеряет? Или малый бизнес, который с 2011 года будет облагаться страховыми взносами, повышаемым в 2.5 раза? Причем это страховое бремя повысили без каких-либо дискуссий.. Взяли и повысили... Да рядовая взятка от любого чинуши начинается с 100. 000 рублей, а вы говорите про "деловую активность"....

2) "введение налога-акциза приведет к росту расходов бизнеса и повышению цен"... Слушайте, ну что вы снова мелете ахинею... А что, ныне действующий налог, что не включается в себестоимость продукции (работ, услуг), он что из воздуха. Да он также перелагается на потребителей. Кроме того, при такой заботе о россиянах, может быть лучше ограничить аппетиты монополий. В разгар кризиса, без всякого повышения налогов (наоборот, даже снижения), коммунальные платежи повысились для народа в 2, в 3, а кое где и более раз... Повторюсь, без всяких налогов. Может быть направить свою энергию на борьбу с непонятным ценообразованием гсм. Сколько в нашем бензине налогов? Как формируется цена? Почему в нашей, нефтедобывающей стране цена на бензин выше (!?), чем в других странах, даже не добывающих?
А кроме того, почему тогда пару лет назад повысили земельный налог росчерком пера? Он повысился в некоторых случаях по некоторым землям более чем в 100 раз (!) в результате определения кадастровой стоимости земли.. Ну и что? Кто-то сильно возмутился? Кто-то что-то изменил? Да еще и Верховный Суд РФ признает этот беспредел законным и обоснованным.
Как тут не вспомнить анекдот: "Уважаемые россияне. Минэкономразвития и Минфин информируют вас о том, что нет никаких объективных причин для повышения цен. Цены растут просто так...". 

3) нельзя лишать льгот льготников, т.е. тех, кто имел льготы по транспортному налогу...  Ну полный бред... Ну надо же, о льготниках вспомнили... Только вслушайтесь в текст: "Раньше человек не платил налог потому что у него была льгота, а теперь у него эту льготу отбирают. Правда налог отменяют вообще, но нет, как же льготники?". Где же здесь ущемление прав льготников, ведь они так и так не платят? Ах да, в цене бензина они этот налог будут платить при заправке своих авто. Ну и что? Мне кажется, что после отмены налога для граждан уже и льготы эти не нужны, они ничего уже не решают... Все плательщики, которые судились за льготы судах общей юрисдикции - все проиграли... Да платите людям достойную пенсию или компенсацию, и не надо унижать людей льготами. Кстати, механизмы монетизации льгот у нас же вроде разработаны, так и здесь порешайте. А получается так, у тех, у кого а/м не было "ну и хрен с ним и с его льготами", а у кого есть а/м - нельзя их льгот лишать. Ну предусмотрите доп.компенсацию - и все у вас наладится. Не может частный вопрос (вопрос льгот для некоторых категорий плательщиков)  - отменить вопрос общий... Тем более, что про лишение льгот для сотен тысяч УСН-щиков я уже писал выше, и никто здесь проблемы никакой не видит, хотя это действительно большая проблема  для малого бизнеса и страна в целом.
4) Транспортный налог - это налог для дорог (на их ремонт и содержание, ремонт, строительство), т.е. в первую очередь для тех, кто ездит по дорогам. А гсм будут приобретать не только автомобилисты, но и авиация, водный транспорт и даже, как иногда пишут "а если я покупаю бензин для бензопилы, я что, тоже должен его платить?".. Друзья мои - ныне действующий транспортный налог - это не дорожный налог. Его платят, кстати, и за самолеты, вертолеты, яхты и т.д. В чем проблема, распределяйте налог надлежащим образом, не только на дороги, но и на аэропорты, пристани, причалы и т.д. Иными словами, для меня довод о том, что "транспортный налог - только для дорог" - не аргумент. Пусть в нашей стране новый транспортный акциз будет источником финансирования для развития транспортной инфраструктуры России в целом. Но принципиально-то, никаких ограничений для такой замены я не вижу....

Ну вот и еще половинка, как я считаю аргумента - "Транспортный налог взимается во всех развитых странах". Ох, уж этот зарубежный опыт? Как что доброе в развитых странах позаимствовать, так нет, берем только негатив. Поясняю.... В других странах с дорогами и а/м и другими сопутствующим вопросами - может быть по другому. В частности, любимая мной страна Тунис, где ставки транспортного налога очень высокие - это страна маленькая, компактная, чистая. Тунисцам особо ездить некуда, а если куда и надо, то прекрасно работает общественный транспорт и доступное такси. Да и об экологии надо думать, а то привлекательность для туристов в загазованной стране может упасть. Вот их я полностью понимаю с их дестимулирующими транспортными налогами (да и с высокой импортной пошлиной на а/м).  Но нельзя же ровнять Тунис и Россию в их отношению к транспорту.
Очень надеюсь, что депутаты вновь вернутся к этому вопросу и решение их по этому поводу будет уже другим.