Великий Федор Тютчев еще в прошлом веке написал: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". А ведь действительно, вещь и ее название, форма и содержание, сущность и явление... Слова, создающие реальность. Не случайно в философии вопросу соотношению названия и предмета с древнейших времен уделялось повышенное внимание, да и до сих пор споры не утихают. Поэтому сегодня мой пост "О понятиях, именах, словах и языке".
1. Сказано: назови вещь иным словом, и она поменяет суть (Борис Акунин «Алтын-толобас». М. 2000. С.6).
2. В своем бессмертном романе «1984» Джордж Оруэлл описал мир, где создают язык, который создает мир. Что такое идеология? Это – мир, который живет по законам грамматики, а не по законам реальности … (Юлия Латынина «Новояз эпохи Путина» // Ежедневный журнал. 25 декабря 2008).
3. .. человек так устроен, что может обдумывать явление, только если оно как-то называется (Андрей Паршев «Почему Америка наступает». М. 2007. С. 369).
4. Слово часто вызывает к жизни ту реальность, которую оно обозначает. Неслучайно православные христиане воздерживаются от употребления всяких слов, обозначающих дьявола. Если всуе вспоминать про нечистых духов, они и правда окажутся рядом с вами. Как сказано в гл.12 Евангелия от Матфея: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Всеволод Чаплин, протоирей, зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата; «Аргументы и факты». № 34. 2006. С.4).
5. Древние славяне, как и многие другие народы, полагали, что судьбу человека определяет имя, оно является ключом к его внутреннему я. Вероятно, отражением былых представлений о тайном имени, которое нужно оберегать от злых духов и недобрых людей, и имени, известном всем, является долгое существование у славян двух имен. Первое, т.е. настоящее имя ребенка, даваемое при рождении, знали только отец, мать, колдун, и сам ребенок, когда вырастал. Второе же имя давалось для повседневного общения, однако оно считалось не настоящим.
6. Правильно назвать – значит правильно понять (Конфуций (551-479) – китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство).
7. Слово задуманное – это одно, а произнесенное – совсем другое! Оно меняет действительность, меняет судьбы людей, меняет политику, меняет международные отношения (Данил Корецкий «Рок-н-ролл под Кремлем: Книга первая». М. 2007. С.61).
1. Сказано: назови вещь иным словом, и она поменяет суть (Борис Акунин «Алтын-толобас». М. 2000. С.6).
2. В своем бессмертном романе «1984» Джордж Оруэлл описал мир, где создают язык, который создает мир. Что такое идеология? Это – мир, который живет по законам грамматики, а не по законам реальности … (Юлия Латынина «Новояз эпохи Путина» // Ежедневный журнал. 25 декабря 2008).
3. .. человек так устроен, что может обдумывать явление, только если оно как-то называется (Андрей Паршев «Почему Америка наступает». М. 2007. С. 369).
4. Слово часто вызывает к жизни ту реальность, которую оно обозначает. Неслучайно православные христиане воздерживаются от употребления всяких слов, обозначающих дьявола. Если всуе вспоминать про нечистых духов, они и правда окажутся рядом с вами. Как сказано в гл.12 Евангелия от Матфея: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Всеволод Чаплин, протоирей, зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата; «Аргументы и факты». № 34. 2006. С.4).
5. Древние славяне, как и многие другие народы, полагали, что судьбу человека определяет имя, оно является ключом к его внутреннему я. Вероятно, отражением былых представлений о тайном имени, которое нужно оберегать от злых духов и недобрых людей, и имени, известном всем, является долгое существование у славян двух имен. Первое, т.е. настоящее имя ребенка, даваемое при рождении, знали только отец, мать, колдун, и сам ребенок, когда вырастал. Второе же имя давалось для повседневного общения, однако оно считалось не настоящим.
6. Правильно назвать – значит правильно понять (Конфуций (551-479) – китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство).
7. Слово задуманное – это одно, а произнесенное – совсем другое! Оно меняет действительность, меняет судьбы людей, меняет политику, меняет международные отношения (Данил Корецкий «Рок-н-ролл под Кремлем: Книга первая». М. 2007. С.61).