3 апреля 2012 года Президиум ВАС подтвердил свою позицию по вопросу о том, вправе ли вышестоящий налоговый орган проводить на основании п. 10 ст.89 НК РФ в отношении налогоплательщика повторную выездную проверку, если до ее назначения он в административном порядке отменил решение нижестоящего налогового органа, проводившего первоначальную проверку этого же налогоплательщика.
Ранее, а именно 25.05.2010, в своем Постановлении № 17099/09 ВАС уже отмечал, что если к моменту назначения повторной проверки вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС) отменил решение нижестоящего налогового органа по итогам первоначальной проверки по причине его необоснованности, то повторная проверка (даже если она оформлена в порядке п. 10 ст. 89 НК РФ) в действительности таковой не является. По сути, в таком случае она превращается в обычную "еще одну проверку"..
Однако я здесь бы поспорил, т.к. подобная позиция вступает в явное противоречие с п. 5 ст. 89 НК РФ, согласно которому налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки за один и тот же период. Но в этом году коллегия ВАС снова решила вынести данный вопрос на рассмотрение Президиума. Казалось бы зачем, если его позиция уже известна? По мнению коллегии, необходимо различать:
1) решение нижестоящего налогового органа по результатам первоначальной выездной проверки;
2) деятельность нижестоящего налогового органа (в том числе и при проведении первоначальной проверки).
При таком раскладе, по мнению коллегии, отмена в административном порядке решения нижестоящего налогового органа не может повлечь за собой невозможность осуществления контроля за деятельностью этого органа. А в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 17099/09, действительно напрямую и не говорилось о том, что предметом контроля в рамках повторной выездной налоговой проверки, проводимой вышестоящим налоговым органом, может являться только оценка решения нижестоящего налогового органа. Тем не менее, и на этот раз Президиум принял положительное для налогоплательщика решение о незаконности повторной проверки в вышеизложенной ситуации. Мотивировочная часть постановления ожидается позже, его реквизиты: постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15129/11.
Однако я здесь бы поспорил, т.к. подобная позиция вступает в явное противоречие с п. 5 ст. 89 НК РФ, согласно которому налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки за один и тот же период. Но в этом году коллегия ВАС снова решила вынести данный вопрос на рассмотрение Президиума. Казалось бы зачем, если его позиция уже известна? По мнению коллегии, необходимо различать:
1) решение нижестоящего налогового органа по результатам первоначальной выездной проверки;
2) деятельность нижестоящего налогового органа (в том числе и при проведении первоначальной проверки).
При таком раскладе, по мнению коллегии, отмена в административном порядке решения нижестоящего налогового органа не может повлечь за собой невозможность осуществления контроля за деятельностью этого органа. А в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 17099/09, действительно напрямую и не говорилось о том, что предметом контроля в рамках повторной выездной налоговой проверки, проводимой вышестоящим налоговым органом, может являться только оценка решения нижестоящего налогового органа. Тем не менее, и на этот раз Президиум принял положительное для налогоплательщика решение о незаконности повторной проверки в вышеизложенной ситуации. Мотивировочная часть постановления ожидается позже, его реквизиты: постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15129/11.