03 апреля 2012 года Президиум ВАС РФ рассмотрел вопрос о правомерности проведения повторной выездной проверки
после отмены решения нижестоящего налогового органа вышестоящим (Определение ВАС РФ от 24.01.2012 № ВАС-15129/11).
Судебные акты по делу: здесь.
Видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Судебные акты по делу: здесь.
Видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: В
отношении налогоплательщика была проведена выездная налоговая проверка.
Впоследствии решение по итогам этой проверки было отменено вышестоящим
налоговым органом (по процессуальным основаниям) и была назначена повторная
выездная проверка в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового
органа.
Вопрос: Является
ли законным проведение повторной проверки после отмены вышестоящим налоговым
органом решения нижестоящего органа по итогам первоначальной проверки?
Налогоплательщик: Не является.
Налоговый орган: Является.
Арбитражные суды, рассматривая дело в пользу налогоплательщика, указали, что при фактическом отсутствии ненормативного акта, отсутствии выводов нижестоящего налогового органа, Управление ФНС не имело реальной возможности осуществить контроль за деятельностью инспекции ФНС. В данном случае повторная проверка хотя и оформлена решением УФНС в порядке п. 10 ст. 89 НК, фактически таковой не является, поскольку ее целью контроль за деятельностью инспекции ФНС не был.
Коллегия судей ВАС: (на стороне налогового органа) передала дело в Президиум, указав, что налоговый орган вправе проводить повторную выездную налоговую проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, а не только за законностью принятого этим органом решения по результатам проверки.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогоплательщика.
Арбитражные суды, рассматривая дело в пользу налогоплательщика, указали, что при фактическом отсутствии ненормативного акта, отсутствии выводов нижестоящего налогового органа, Управление ФНС не имело реальной возможности осуществить контроль за деятельностью инспекции ФНС. В данном случае повторная проверка хотя и оформлена решением УФНС в порядке п. 10 ст. 89 НК, фактически таковой не является, поскольку ее целью контроль за деятельностью инспекции ФНС не был.
Коллегия судей ВАС: (на стороне налогового органа) передала дело в Президиум, указав, что налоговый орган вправе проводить повторную выездную налоговую проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, а не только за законностью принятого этим органом решения по результатам проверки.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогоплательщика.