Наткнулся в сети на новость о том, что ассоциация российских банков обратилась в Минфин с просьбой защитить их от массовых нападок со стороны налоговиков «на местах» с
требованием о закрытии счетов клиентов, не находящихся по своему юридическому
адресу.
Основанием для таких требований стало письмо ФНС России от
23.12.2011 № АС-4-2/22130@, в котором налоговики, ссылаясь на арбитражную
практику, указывают, что у банков есть право требовать в судебном порядке расторжения
договора банковского счета в случае ненахождения юридического лица по своему
юридическому адресу. На основании этого письма местные налоговики начали
«выявлять» организации которые не находятся по своему юридическому адресу и
высылать Банкам требования о закрытии счетов.
Ознакомившись с письмом, у меня сразу возник вопрос: а с
какой стати налоговики вообще решили, что они имеют право что-либо требовать от банков в этих условиях? Ведь у банка,
согласно их же логике, есть только ПРАВО требовать расторжения договора, а не
обязанность обращаться в суд за его расторжением. Захочет банк расторгнуть –
обратится, не захочет - не обратится.
Согласно Закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес юридического лица, содержащийся в ЕГРЮЛ (юридически адрес) – это адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с ним.
Согласно Закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес юридического лица, содержащийся в ЕГРЮЛ (юридически адрес) – это адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с ним.
Сведения о юридическом адресе банк берет из учредительных
документов и выписки их ЕГРЮЛ, следовательно именно налоговый орган гарантирует
достоверность сведений. Кроме того у организации может быть и иной адрес
(фактический), где располагается допустим производство. И что тогда? Ведь даже
в случае фактического отсутствия организации по юридическому адресу она может
продолжать существовать и осуществлять свою деятельность, в том числе
пользоваться открытым счетом в банке.
Как раз на это обстоятельство и обратила внимание ссоциация банков, указав, что получение информации от налоговиков о выявлении факта отсутствия организации по юридическому адресу не является безусловным поводом для расторжения договора, а вызывает необходимость провести дополнительные мероприятия контроля в целях идентификации клиента. Что вполне логично, ведь сам факт отсутствия организации по юридическому адресу носит устранимый характер, поскольку у организации имеется возможность внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения.
Как раз на это обстоятельство и обратила внимание ссоциация банков, указав, что получение информации от налоговиков о выявлении факта отсутствия организации по юридическому адресу не является безусловным поводом для расторжения договора, а вызывает необходимость провести дополнительные мероприятия контроля в целях идентификации клиента. Что вполне логично, ведь сам факт отсутствия организации по юридическому адресу носит устранимый характер, поскольку у организации имеется возможность внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения.
Вообще странное требование, непонятно на что направленное в
конечном итоге. Что измениться от того что банк потратит кучу времени и сил и
расторгнет договор с таким обществом? Что мешает налоговикам обратиться
непосредственно к обществу с просьбой (требованием) привести фактические
сведения в соответствии с данными ЕГРЮЛ? Такое ощущение, что налоговики просто
пытаются перекинуть на плечи банков свою обязанность. Или мы опять имеет дело с тем, что госоргану легче имитировать работу, чем её реально осуществлять.