четверг, 5 сентября 2013 г.

Приказ о порядке заполнения уведомления о контролируемых сделках оспорен в ВАС РФ

Новые правила налогового контроля за трансферным ценообразованием (ТЦО) хоть и действуют уже более полутора лет, но по настоящему еще не "заработали", т.к. процедуры непосредственного контроля со стороны ФНС начнутся только с декабря 2013 года. Но  уже сейчас ФНС и Минфин ведут активную разъяснительную работу (посредством своих писем), а также принимают соответствующие нормативные акты в целях обеспечения своей будущей контрольной работы.
Однако эта "нормотворческая" работа  уже вызвала нарекания со стороны налогоплательщиков.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках (которое за 2012 год должно быть представлено в налоговые органы до 20 ноября 2013 г.), порядок их заполнения и представления утверждает ФНС по согласованию с Минфином РФ.
В настоящее время такие форма (форматы) и порядок утверждены Приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка еезаполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделкахв электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления оконтролируемых сделках в электронной форме». 

Согласно п. 2 ст. 105.16 НК РФ уведомление  о контролируемых сделках должно содержать следующую информацию:
- календарный год, за который представляются сведения о совершенных контролируемых
сделках;
- предметы сделок;
- сведения об участниках сделок: полное наименование организации и ИНН (если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ); фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его ИНН; фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
- сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию (т. е. сумма доходов и/или сумма расходов по контролируемым сделкам с выделением эпизодов «возможного ценового отклонения»).
Но в июле месяце компания "Автофрамос" оспорила вышеуказанный Приказ (в части). Основная претензия к Приказу (судя по публикациям в прессе), объем сведений, которые налогоплательщик обязан представить в уведомлении, намного больше, чем это дозволяет НК РФ. Таким образом, ФНС  превысила свои полномочия при принятии нормативного акта.
Кроме того, подобное "расширение перечня сведений" заставляет налогоплательщиков представлять в налоговый орган информацию в огромных объемах, что требует и огромных трудозатрат.
За месяц к заявителю присоединились еще 2 фирмы "Орифлэйм Косметкс" и "Вольво Восток".
27 августа состоялось предварительное заседание по заявлениям. Дело назначено к рассмотрению 09 сентября.
Кто интересуется вопросом, то может следить за ходом продвижения дела в картотеке ВАС РФ (см. здесь).
И знаете, а позиция заявителей не лишена логики.

Во-первых, Приказ ФНС действительно предусматривает дополнительный набор сведений, которые необходимо отразить в уведомлении (например, дата и место совершения сделки, дата и номер договора и др.). По всей видимости, такая детализация связана с намерением ФНС получить необходимый для ценового контроля объем сведений уже на стадии получения уведомления, чтобы определиться с вопросом о целесообразности истребования у проверяемого лица необходимой документации и ее объема (ст. 105.15 НК РФ) и проведении налоговой ценовой проверки (ст. 105.17 НК РФ). 
Поэтому установление дополнительных сведений, безусловно, противоречит п. 2 ст. 105.16 НК РФ и формально проверяемое лицо не обязано их указывать в уведомлении. Но, тем не менее, отражение этих сведений в уведомлении в той или иной степени должно снижать риск их последующего истребования со стороны ФНС России.

Во-вторых, а вообще, давайте зададимся вопросом "что такое уведомление о контролируемых сделках"?. В чем его смысл, какова его суть?
Мне вот кажется, что уведомление это такая мини декларация с перечнем сделок, которые налогоплательщик заключил в течение календарного года. Это такой своеобразный экспресс-документ, в котором отражены самые ОСНОВНЫЕ сведения о сделках. Грубо говоря, уведомление, это перечень заключенных сделок, относящихся к категории контролируемых. Ну еще какие-то ОСНОВНЫЕ условия этих сделок в уведомлении надо отразить, что бы ФНС мог провести свой эксперсс-анализ на тему "а не было ли в этой сделке манипуляции с ценой?".
Так зачем же "огород городить" и требовать от налогоплательщика полностью "разоружиться перед партией" и ВСЁ и ВСЯ, представить кучу всякой дополнительной информации, причем очень часто в разрезе не то, что сделки, а в разрезе каждой отгрузки, по каждому комплектующему.
То есть, составление уведомлений невероятных объемов, как мне кажется, действительно противоречит не только букве, но и духу НК РФ. Если налоговикам, что не понравится в уведомлении, пожалуйста, выходите на проверку или истребуйте документацию. А в данном случае, фактически, налогоплательщик сам себя на три ряда проверит/перепроверит, соберёт невероятных объемов информацию и в этих невероятных объемах передает ее в ФНС. Вопрос: ЗАЧЕМ?
Фактически, первый этап налогового контроля за ТЦО - составления уведомления, уже подменяет все последующие этапы налогового контроля.
А кроме того, я не могу не согласиться с тем, что и в правду налогоплательщики тратят огромное количество времени на заполнение уведомления. А это уже означает, что Приказ ФНС может нарушать  принцип запрета на избыточность и чрезмерность налогового контроля.

До окончания срока представления уведомлений за 2012 год остается не так уж много времени (как я писал выше срок - до 20 ноября 2013 года), поэтому  хотелось бы, что бы ВАС РФ как можно оперативней рассмотрел это дело и внес ясность.