В прошлых своих ТОПах (см. здесь и здесь) я подводил итоги
уже прошедшего 2013 года. Но, наверное, пора уже перейти к 2014 году, тем
более, что сегодня самый первый его ПОЛНОЦЕННЫЙ рабочий день.
Я думаю, что вы понимаете, выступать этаким провидцем очень
трудное дело. Особенно у нас в стране, особенно в настоящее время. Что может
прийти в голову нашим субъектам законодательной инициативы и их помощниками
трудно даже представить. Только вдумайтесь. В прошлом 2013 году было принято порядка
446 федеральных законов! И кто бы в начале 2013 года мог такое предугадать?
Или вот еще вам пример, год только начался, а безумные идеи уже вновь озвучиваются, оказывается для повышение рождаемости в России надо установить новые налоговые льготы. Я не против налоговых льгот, я против профанации.
Или вот еще вам пример, год только начался, а безумные идеи уже вновь озвучиваются, оказывается для повышение рождаемости в России надо установить новые налоговые льготы. Я не против налоговых льгот, я против профанации.
Однако я все равно решил попробовать и рискну, а там через год посмотрим.. Начали…
1. Принятие и вступление в
силу Федерального закона, предусматривающего возврат к ранее действовавшему
порядку возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (в настоящее время
– принятый ГосДумой 10 декабря в первом чтении законопроект № 357559-6 «О
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ).
Уже 22 января ГосДума планирует рассмотреть во втором (а
может быть сразу и в третьем) чтении данный законопроект, по которому
следственные органы снова получат полномочия по своей инициативе возбуждать
уголовные дела по налоговым преступлениям, которые были у них до 2011 года. Все
предпринимательское сообщество уже выразило обеспокоенность возможным принятием
этого закона и в последнее время поступала информация о некотором «смягченном»
его варианте.
Мы писали об этом законопроекте еще в прошлом году (см. здесь)
и очень надеемся, несмотря на решение о принятии закона (это уже очевидно), в
новой редакции его обязательно будут заложены гарантии от возможного произвольного
ее применения.
2. Принятие и вступление в
силу Федерального закона, предусматривающего закрепление новой формы налогового
контроля за банками (фактически – выездной проверки с присущими ей контрольными
мероприятиями: осмотр, выемка документов).
Соответствующий законопроект №
330414-6 был внесен в ГосДуму 10 августа 2013 года и в этом же году
планировался к рассмотрению в первом чтении. Но после многочисленных
критических публикаций и заключений относительно целесообразности этой формы
контроля он был перенесен на неопределенный срок, а те поправки, необходимость в
принятии которых не вызывает сомнения, выделены в отдельный законопроект самим
Комитетом ГосДумы по бюджету и налогам (отмена обязанности налогоплательщиков
по уведомлению налоговых органов об открытии/закрытии расчетных счетов, отмена
налоговой ответственности по ст. 118 НК РФ).
3. Начало реального действия
раздела V.1 НК РФ в части контроля за
трансфертным ценообразованием:
- проверки представленных
уведомлений о контролируемых сделках;
- начало реальных контрольных
мероприятий (истребование документации);
- возможные новые поправки в
раздел V.1 НК РФ.
20 ноября 2013 года истек срок представления уведомления о
контролируемых сделках за 2012 год и до 30 июня 2014 года, ФНС России должна
определиться с кругом налогоплательщиков, в отношении которых будут проведены
налоговые ценовые проверки с истребованием необходимой документации.
Кроме того, не исключена возможность внесения новых поправок
в раздел НК РФ о
трансфертном ценообразовании и в другие главы НК РФ. Последние из них внесены буквально недавно Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ.
трансфертном ценообразовании и в другие главы НК РФ. Последние из них внесены буквально недавно Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ.
4. Вступление в силу целого
ряда поправок, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О
противодействии незаконным финансовым операциям».
С 1 января 2014 вступает в силу очередная порция поправок, внесенных
самым массивным и жестким Федеральным законом 2013 года. Прежде всего, стоит
отметить начало ужесточения налогового контроля. Добавляется новое основание
для истребования документов в рамках камеральной проверки (представление
уточненной налоговой декларации с суммой налога к уменьшению или убыточной
декларации по истечении 2 лет со дня установленного для первоначальной
декларации). Другим значимым нововведением является распространение обязанности
по представлению налоговой декларации по НДС в электронной форме на всех
налогоплательщиков.
5. Отмена банковской тайны в
отношении вкладов физических лиц.
С 1 июля 2014 года вступают в
силу поправки в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ,
согласно которым на банки возлагается обязанность по предоставлению в налоговые
органы информации об открытии/закрытии вкладов физическими лицами, не
являющимися индивидуальными предпринимателями, а также обязанности по
представлению по требованию налогового органа информации о движении денежных
средств по вкладам и остаткам этих средств на них.
6. Закрепление в НК РФ отдельной главы о налоге на имущество физических
лиц.
Налог на имущество физических лиц остается единственным
налогом до сих пор не инкорпорированным в Налоговый кодекс РФ. До сих пор он
регулируется Законом РФ от 09 декабря 1991 «О налогах на имущество физических
лиц».
В то же время, если исходить из содержания ст. 15 НК РФ, для
него давно уже «подготовлено» место в Налоговом кодексе. Отмечу, что соответствующих
закон «почти» уже приняли в прошлом году, но в последний момент от этого шага
отказались (см. здесь).
И, хотя на данный момент, о каких-либо конкретных сроках
появления в НК РФ новой соответствующей главы пока не известно, все равно в
ближайшее время стоит ожидать этого события. Ведь дальше тянуть уже некуда.
7. Борьба с оффшорами (курс
на деоффшоризацию экономики).
Премьер-министр Дмитрий Медведев
дал ряд указаний правительству относительно налогообложения в РФ доходов
компаний, находящихся в офшорной юрисдикции. Список указаний главы
правительства во исполнение перечня поручений президента РФ от 27 декабря по
реализации послания главы государства Федеральному собранию опубликован на официальном сайте Правительства.
"Сроки представления в
правительство РФ проектов антиоффшорных федеральных законов - до 19 мая 2014
года, представления в правительство проектов докладов президенту - до 30
июня 2014 года", - указывается в документе.
8. Ревизия налоговых льгот.
Минфин России инициировал
проведение инвентаризации налоговых льгот. Данная работа должна завершиться к весне 2014 года с прицелом на то,
чтобы успеть разработать проект соответствующих изменений в действующее
законодательство. Это позволит планировать бюджетные поступления на 2015-2017
годы без учета неэффективных налоговых льгот. О своих планах провести ревизию
налоговых льгот Минфин заявлял и раньше, но, по всей видимости, именно в 2014
году он намерен взяться за это основательно. Подробнее на эту тему здесь.
9. Налоговые каникулы для
малого бизнеса.
Это событие проанонсировал сам Президент РФ, выступив 12
декабря 2013 с посланием к Федеральному собранию. Тогда он заявил, что малым
предприятиям, вновь открывающимся в российских регионах, целесообразно
предоставить налоговые каникулы сроком на два года. По его словам, впоследствии
это окупится дополнительными поступлениями в бюджеты регионов и
муниципалитетов.
Соответственно, в ближайшее время следует ожидать появления
законопроектов, направленных на внедрение этой инициативы.
10. Новые подходы к понятию
«необоснованная налоговая выгода» (вплоть до появления этого термина в нормах
НК РФ).
Термин «необоснованная налоговая выгода» является на
сегодняшний день самым распространенным в текстах судебных актов по налоговым
спорам, но как ни парадоксально, в тексте самого Налогового кодекса он
отсутствует. До сих пор он существует лишь благодаря постановлению Пленума ВАС
РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения
налогоплательщиком налоговой выгоды». Сейчас со схемами с помощью этого
постановления борются арбитражные суды. Следственный комитет России считает,
что запрет надо закрепить в законе. По его мнению, это необходимо, чтобы
привлекать создателей схем к уголовной ответственности, а такое возможно только
на основании законов.
Может что и упустил, но, вроде бы, ничего не забыл.