Судебное решение Президиума ВАС РФ по этому делу заставило нас принять свое решение о проведении 22 июля 2014 года специального семинара, посвященного проблемам применения земельного законодательства и по взиманию земельного налога.....
____
20 мая 2014 года Президиум ВАС РФ рассмотрел налоговый спор о возможности перерасчета земельного налога за прошлый период при изменении кадастровой стоимости земельных участков «задним числом» на основании нормативного акта (Определение ВАС РФ от 11.04.2014 № ВАС-2868/14). Дело рассмотрено в пользу налогового органа, (к сожалению (хотя мне кажется, что не всё так просто).
Судебные акты по делу: здесь.
Видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: Налогоплательщик исчислял в 2010-2011 гг. земельный налог по принадлежащему ему земельному участку, исходя из его кадастровой стоимости. Впоследствии (в 2011 году) нормативным актом субъекта РФ кадастровая стоимость этого участка была уменьшена. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков установлены по состоянию на 01.01.2010 (т.е. «задним числом»). В связи с этим налогоплательщик произвел перерасчет земельного налога за 2010 и 2011 годы в сторону уменьшения, представив уточненные декларации и обратился с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу.
Вопрос: Вправе ли налогоплательщик пересчитать сумму земельного налога за прошлый период в сторону уменьшения на том основании, что нормативным актом субъекта РФ «задним числом» установил новую (пониженную) кадастровую стоимость земельного участка?
Налогоплательщик: Вправе.
Налоговый орган: Не вправе. Новая кадастровая стоимость может применяться только на будущее время.
Арбитражные суды, рассматривая дело в пользу налогоплательщика, исходили из того, что при утверждении уполномоченным государственным органом новых результатов государственной оценки земель нормативно-правовым актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в случае, если улучшается положение налогоплательщика (п. 4 ст. 5 НК РФ). Такие акты могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это, а в нормативном акте, утвердившем новую кадастровую стоимость, как раз и указано, что результаты кадастровой оценки утверждены по состоянию на 01.01.2010 года (т.е. с обратной силой). Сам же этот нормативный акт должен иметь такую же силу, что и акты законодательства о налогах и сборах в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О.
Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум, указав, что в настоящее время по схожим делам имеется и иная судебная практика.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа.
____
20 мая 2014 года Президиум ВАС РФ рассмотрел налоговый спор о возможности перерасчета земельного налога за прошлый период при изменении кадастровой стоимости земельных участков «задним числом» на основании нормативного акта (Определение ВАС РФ от 11.04.2014 № ВАС-2868/14). Дело рассмотрено в пользу налогового органа, (к сожалению (хотя мне кажется, что не всё так просто).
Судебные акты по делу: здесь.
Видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: Налогоплательщик исчислял в 2010-2011 гг. земельный налог по принадлежащему ему земельному участку, исходя из его кадастровой стоимости. Впоследствии (в 2011 году) нормативным актом субъекта РФ кадастровая стоимость этого участка была уменьшена. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков установлены по состоянию на 01.01.2010 (т.е. «задним числом»). В связи с этим налогоплательщик произвел перерасчет земельного налога за 2010 и 2011 годы в сторону уменьшения, представив уточненные декларации и обратился с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу.
Вопрос: Вправе ли налогоплательщик пересчитать сумму земельного налога за прошлый период в сторону уменьшения на том основании, что нормативным актом субъекта РФ «задним числом» установил новую (пониженную) кадастровую стоимость земельного участка?
Налогоплательщик: Вправе.
Налоговый орган: Не вправе. Новая кадастровая стоимость может применяться только на будущее время.
Арбитражные суды, рассматривая дело в пользу налогоплательщика, исходили из того, что при утверждении уполномоченным государственным органом новых результатов государственной оценки земель нормативно-правовым актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в случае, если улучшается положение налогоплательщика (п. 4 ст. 5 НК РФ). Такие акты могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это, а в нормативном акте, утвердившем новую кадастровую стоимость, как раз и указано, что результаты кадастровой оценки утверждены по состоянию на 01.01.2010 года (т.е. с обратной силой). Сам же этот нормативный акт должен иметь такую же силу, что и акты законодательства о налогах и сборах в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О.
Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум, указав, что в настоящее время по схожим делам имеется и иная судебная практика.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа.