На протяжении двух недель нового 2015 года меня часто спрашивают, а как Вы видите самые ожидаемые события в налоговой сфере на 2015 год?
Ну, трудно в наше время что-то определенное сказать, но я бы взял за основу те проекты налоговых законов, которые в настоящее время находятся в ГосДуме и планируются к рассмотрению.
Пока я могу узреть только 5 законов, которые по содержанию являются принципиальными. А уж как их рассмотрят депутаты... Тут сказать сложно, т.к. много факторов на влияют на законотворческий процесс. Однако "горячая" топ-6 у меня пока следующая.
Ну, трудно в наше время что-то определенное сказать, но я бы взял за основу те проекты налоговых законов, которые в настоящее время находятся в ГосДуме и планируются к рассмотрению.
Пока я могу узреть только 5 законов, которые по содержанию являются принципиальными. А уж как их рассмотрят депутаты... Тут сказать сложно, т.к. много факторов на влияют на законотворческий процесс. Однако "горячая" топ-6 у меня пока следующая.
Об амнистии оффшорного капитала (1)
5 ноября 2014 сенаторы Совета
Федерации РФ внесли в ГосДуму соответствующий законопроект №
642129-6 «О порядке возврата активов в Российскую
Федерацию», который по сути представляет собой закон об амнистии
возвращаемого в РФ капитала.
В пояснительной записке к законопроекту большое
внимание уделено опыту зарубежных стран в проведении подобных амнистий.
Законопроект
устанавливает в пределах обуславливаемого периода времени обратный приток
капитала в Российскую Федерацию либо декларирование
тайно хранимого имущества и до сих пор не обложенного налогом (например, имущество вложенное в
оффшорных центрах) не будут подвергаться
судебной и административной ответственности.
Налоговая ставка
на возвращенный капитал
2,5% уплачивается
физическими и юридическими лицами
самостоятельно исходя из сумм задекларированных денежных средств
возвращенных в Российскую Федерацию.
Период декларирования возвращения капитала не
должен быть растянутым по времени и должен
составлять 8 месяцев.
Стоит подчеркнуть, что
Правительство РФ в любом случае будет обязано разработать свой собственный
законопроект об амнистии капитала и его версия скорее всего будет отличать от
сенаторской, но не исключено, что некоторые положения из сенаторской версии
будут заимствованы в правительственном законопроекте.
О совершенствовании налогового администрирования (2)
26
декабря 2014
Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект №
688389-6 «О внесении изменений в НК РФ в части совершенствования налогового
администрирования» (я об этом законопроекте уже писал в блоге здесь).
Законопроектом в частности устанавливаются:
- порядок вступления в силу нормативных правовых
актов Правительства РФ, а также актов об утверждении новых форм (форматов)
налоговых деклараций (расчетов, документов, применяемых при расчетах по НДС);
- более низкий показатель численности организации
для перехода на обязательное
представление деклараций (расчетов) в электронной форме (со 100 до 50 человек);
представление деклараций (расчетов) в электронной форме (со 100 до 50 человек);
- уточненные процедурные сроки и порядок
оформления результатов рассмотрения материалов налоговой проверки и проведения
дополнительных мероприятий налогового контроля.
О
добросовестности и о налоговом консультировании (3, 4)
23 мая
2014 года
председатель Комитета ГосДумы по бюджету и налогам Андрей Макаров внес в ГосДуму законопроекты, в частности:
№
529775-6
«О
внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»,
согласно которому часть первая НК РФ, дополняется новой статьей, закрепляющей
такие понятия как «добросовестность», «злоупотребление правом в налоговых
отношениях». Таким образом, в НК РФ предлагается перенести и дополнить
(развить) некоторые идеи, заложенные ранее в Постановлении Пленума ВАС РФ от
12.10.2006 № 53. Сама же идея данного законопроекта явно позаимствована Макаровым
у недавнего законопроекта, который разработал Совет Федерации и который
направлен на недопустимость налоговой минимизации в т.ч. путем злоупотребления
правом.
№
529626-6
«О
налоговом консультировании», призванный по замыслу автора отграничить
квалифицированных налоговых консультантов от неквалифицированных и помочь
потребителю (заказчику) консультационных услуг лучше сориентироваться при
выборе лица, оказывающего консультационные услуги в сфере налогообложения.
О обязанностях и ответственности налоговых агентов-работодателей (5)
10
декабря 2014 года
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект №
673772-6, «О внесении изменений в НК РФ в целях
повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований
законодательства о налогах и сборах».
Как
сообщает пресс-служба кабинета министров, законопроектом предусматривается
установить обязанность налоговых агентов ежеквартально представлять в налоговый
орган расчет исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
Также предлагается ввести ответственность
налоговых агентов в виде штрафа в размере 1000 рублей за непредставление
(несвоевременное представление) в налоговый орган расчёта исчисленных и
удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
В случае непредставления налоговым агентом
расчёта указанных сумм налога на доходы физических лиц в налоговый орган в
течение 10 дней по истечении установленного срока его операции по счетам в
банке и перевод электронных денежных средств будут приостановлены.
О
прогрессивной шкале НДФЛ (6)
После
некоторого перерыва в ГосДуме снова появился законопроект об установлении
прогрессивной шкалы НДФЛ (не так давно ГосДума отклонила сразу 3 подобных
законопроекта). С законодательной инициативой выступил депутат от фракции
«Справедливая Россиия» Олег Нилов (законопроект № 550945-6
«О внесении изменений в главу 23 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы
налога на доходы физических лиц» внесен в ГосДуму 20 июня 2014 года). Он предложил ввести прогрессивную шкалу
налогообложения по доходам, превышающим
в год на одного человека 5 миллионов рублей. Но за исключением доходов от
предпринимательской деятельности и доходов, по которым могут предоставляться имущественные
вычеты.
По
статистике число граждан, чей доход в год превышает 5 000 000 рублей,
составляет не более 0,2% социально активного населения страны. При этом,
говорится в пояснительной записке к законопроекту, совокупный объем их доходов
составляет почти 30% всех доходов граждан РФ.
«Необходимость
выравнивания доходов граждан, сокращения разрыва в доходах между самыми высоко
- и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих лиц, обеспечение принципов
социальной справедливости и мировая практика налогообложения доходов физических
лиц однозначно говорят в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения»,
- пишет депутат Олег Нилов. Для россиян с доходами до 5 миллионов рублей
включительно предлагается оставить нынешние 13%. Для тех, чей доход превышает 5
млн. рублей в год, но меньше 50 млн. – 18 процентов. И те, кто имеет от 50 до
500 млн. рублей в год заплатят 23%. И, наконец, доходы граждан, зарабатывающих
более 500 млн. рублей в год предлагается облагать ставкой в 28%.