понедельник, 2 февраля 2015 г.

Новая налоговая инициатива депутатов - "Законы о налогах должны приниматься не позднее 1 сентября"


Только сказал 4 декабря 2014 г. Президент РФ о том, что надо объявить мораторий на ужесточение условий отечественного налогообложения, как федеральный депутаты тут же отреагировали.
Очередной депутатский законопроект № 703551-6, внесенный 20 января в ГосДуму (депутаты А.А. Ищенко, С.Г. Каргинов, И.К. Сухарев, член Совета Федерации В.А. Петров), содержит поправки в НК РФ, согласно которым предлагается скорректировать правила вступления в силу нормативных актов, содержащих нормы налогового права.
Напомню, что в настоящее время для того, что бы налоговые законы вступили в силу с нового года, их надо принять и опубликовать не позднее 1 декабря (ст. 5 НК РФ).
Депутаты же предлагают этот срок "сдвинуть" на 3 месяца, что бы все налоговые законы принимались не позднее 1 сентября, и только тогда они могли бы вступать в силу с 1 января. 

В пояснительной записке депутаты пишут:
«Часто меняющиеся нормы налогового законодательства являются причиной снижения доверия населения к государственной власти, снижают предпринимательскую активность, увеличивают коммерческие риски в бизнесе. Только за 2014 год Государственной Думой было рассмотрено более 222 поправок в Налоговый Кодекс, из них принято 66, и находится на рассмотрении еще более 90. .... Предлагаемый законопроект является первым шагом по стабилизации налогового законодательства и законодательства о сборах». 

Однако у меня возникает множество вопросов. 
Во-первых, а что уже сейчас мешает депутатом ГосДумы ограничить свои собственные темпы принятия (а иногда наворачивается слово "штамповки") налоговых, да и не только налоговых законов? В 2014 году ГосДума приняла 556 федеральных законов (!), больше чем все предыдущие Думы за год, и как же на эту резвость повлияет установление новых сроков вступления в силу налоговых законов?
Тем более, что этот закон распространяется исключительно на депутатов, так неужели депутаты без закона сами себя урегулировать и ограничивать не могут. 

Во-вторых, вспоминается поговорка "в огороде бузина в Киеве дядька". Я к тому, а как может принятие законов до 1 сентября текущего года - обеспечить сохранение существующего налогового бремени? При чем тут "1 декабря", или "1 сентября"? Напринимает ГосДума законов весной-летом о повышении всех налогов и опубликует их до 1 сентября и что дальше?

В-третьих, а вот имеет ли смысл такое ограничение вообще? Ведь фактически после 1 сентября депутаты будут связаны своими собственными ограничениями и уже не смогут
оперативно отреагировать на изменения экономической и бюджетной обстановки, если такие изменения вдруг случаться осенью. А как показывает история предыдущих лет, осенью многое что может произойти. И что, депутатам и поправить уже ничего нельзя?
Вот приняли наши власти летом 2014 года решение о "нефтяном маневре" (депутаты оформили это все осенними поправками в НК РФ), а потом и цены на нефть рухнули и рубль упал ниже некуда и весь "маневр" под великим вопросом. 

Мне кажется не сроки надо сдвигать туда-сюда, от чего толку и не будет, а принципиально пересматривать вообще процедуру принятия налоговых законов, т.к. больно много здесь в последнее время наблюдается странного и неправильного. Тем более, что об этом все чаще и громче говорят многие мои коллеги. Например, предлагается запретить внесение новых положений в проекты законов о налогах, принятых в первом чтении, ограничить депутатов в их "стихийных" и непредсказуемых инициативах, более тесно увязать налоговые и бюджетные законы, повысить значение пояснительной записки, разобраться, наконец-то с всевозможными фискальными сборами, которые вроде формально и не налоги, но фактически в своей совокупности создают реальный эффект фискального давления на плательщиков.
Если уж и говорить о смещении сроков вступления в силу налоговых законов с 1 декабря на 1 сентября, то эта идея была разумна в отношении некоторых случаев, в частности, в отношении установления налоговых налогов (а то налог на недвижимость физических лиц был установлен ГосДумой в конце сентября 2014 года, что оставило  миллионам граждан времени подготовиться к вступлению в силу соответствующего закона чуть меньше 4 х месяцев). 
Кроме того, новая система налогового контроля за доходами, полученными вне российской юрисдикции (знаменитый Федеральный закон № 376-ФЗ "о деофшоризации" или о "КИКах") был принят вообще в конце ноября 2014 года, оставив пользователям чуть больше месяца на адаптацию к нему. 
Представляется, что именно для таких вот законов, которые существенно меняют условиях налогообложения в предстоящем году, действительно, необходимо предусмотреть особые сокращенные сроки принятия и вступления в силу.