В октябре 2015 года ГосДума рассмотрела и приняла следующие
законопроекты в сфере налогообложения и законодательства о страховых взносах:
№
848346-6 «О внесении изменения в
статью 1 Федерального закона "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС"» (принят
16 октября в первом чтении)
СУТЬ: Об уточнении
порядка внесения изменений в законодательство РФ о страховых
взносах в государственные внебюджетные фонды
ИНИЦИАТОР:
Правительство РФ
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Необходимо, чтобы федеральные законы, изменяющие законодательство Российской
Федерации о страховых взносах, разрабатывались в рамках отдельных нормативных
правовых актов, требующих специального детального обсуждения, без увязки их
принятия с иными нормативными правовыми актами по другой тематике.
СОДЕРЖАНИЕ: Законопроектом предусматривается, что внесение
изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС", а также
приостановление, отмена или признание утратившими силу положений данного
Федерального закона осуществляется в рамках отдельных федеральных законов.
№
829876-6 «О внесении изменения в
пункт 2 статьи 149 НК РФ» (принят 20
октября в первом чтении)
СУТЬ: Об
освобождении от НДС медицинских товаров, используемых для коррекции зрения.
ИНИЦИАТОР:
Правительство РФ
АКТУАЛЬНОСТЬ: Редакция п. 2 ст. 149 НК РФ не позволяет однозначно
определить правомерность использования освобождения от налога на добавленную
стоимость очков и линз с пониженным светопропусканием в случае, когда указанные
товары обладают двумя функциями - защитой от солнечных лучей и функцией
коррекции зрения.
СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается внести изменение в абзац седьмой
подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающее освобождение от
налогообложения налогом на добавленную
стоимость операций по реализации очков
для коррекции зрения и линз для коррекции зрения, независимо от того, являются
ли они солнцезащитными.
№
828659-6 «О внесении изменений в
подп. 4 п. 1 ст. 218 части второй НК РФ» (принят 20 октября в первом чтении)
СУТЬ: Об
увеличении размеров стандартных налоговых вычетов на детей-инвалидов.
ИНИЦИАТОРЫ: Ряд
депутатов ГосДумы
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Законопроект разработан в целях расширения налоговых стимулов социальной
направленности для лиц, на обеспечении которых находятся дети-инвалиды, в том
числе усыновленные (удочеренные) или взятые под опеку.
СОДЕРЖАНИЕ: Предусматривается увеличение с 1 января 2016 года стандартного
налогового вычета за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка-инвалида
родителям и усыновителям, на обеспечении которых находится ребенок, с
3 000 до 12 000 рублей, а опекунам, попечителям и приемным родителям
- с 3 000 до 6 000 рублей.
Кроме того, для всех
налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети, предлагается
увеличить с 280 000 рублей до 350 000 рублей предельный
размер дохода, рассчитываемый с начала года нарастающим итогом, по достижении
которого налоговый вычет не предоставляется.
№
730267-6 «О внесении изменений в
статьи 337 и 342 НК РФ» (принят 23
октября в первом чтении)
СУТЬ: Об
устранении правовой неопределенности при обложении добычи драгоценных металлов.
ИНИЦИАТОРЫ: Ряд
депутатов ГосДумы
АКТУАЛЬНОСТЬ: Понятие «концентраты и другие полупродукты,
содержащие драгоценные металлы» является неоправданно обобщенным, включает в
себя различные виды концентратов и других полупродуктов, получаемых на
различных стадиях добычи драгоценных металлов и, как следствие, допускает
возможность интерпретации понятия объекта обложения НДПИ при добыче драгоценных
металлов. Однако как следует из п. 6 ст. 3 НК РФ, акты законодательства о
налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы исключить возможное
различное толкование, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке должен
платить налогоплательщик.
СОДЕРЖАНИЕ:
Предлагается установить, что видом добытого полезного ископаемого для целей
обложения НДПИ должен являться концентрат (полупродукт), предусмотренный
проектной документацией налогоплательщика – недропользователя в качестве
конечного концентрата (полупродукта). При этом должна быть учтена проектная
документация как в части разработки месторождения (например, технический проект
разработки месторождения полезных ископаемых), так и в части связанных
перерабатывающих производств (например, технологическая схема переработки или
иной документ аналогичного содержания).
№
804893-6 «О внесении изменений в
часть первую и главу 22 части второй НК РФ»
(принят 23 октября в первом чтении)
СУТЬ: О
совершенствовании порядка взимания акцизов
ИНИЦИАТОРЫ: Ряд
депутатов ГосДумы
АКТУАЛЬНОСТЬ: Исходя из текущих положений НК РФ, у недобросовестных
налогоплательщиков существует принципиальная возможность уклониться от уплаты
акциза. Такие ситуации возможны, в частности, вследствие того, что срок
действия освобождения от уплаты авансового платежа акциза совпадает с периодом
действия банковской гарантии. При этом в случае неуплаты акциза право налоговых
органов истребовать неуплаченную сумму возникает лишь по истечении срока
действия банковской гарантии. В связи с этим взыскание суммы акциза с
банка-гаранта в отдельных случаях является невозможным, и бюджет недополучает
как доходы в виде авансового платежа акциза по алкогольной продукции, так и
суммы акциза по этиловому спирту, которые могли бы быть уплачены
производителями спирта при его реализации.
СОДЕРЖАНИЕ: Предполагается
сокращение срока, по истечении которого у
налогоплательщиков возникает обязательство по уплате авансового платежа акциза,
от уплаты которого они ранее были освобождены. Данное изменение вводится с тем,
чтобы у налоговых органов существовала реальная возможность взыскать с
банка-гаранта сумму налоговых обязательств по акцизу, не исполненных
налогоплательщиками.
№
887724-6 «О внесении изменений в НК РФ» (принят 23 октября в первом чтении)
СУТЬ: О мерах
налогового стимулирования инвестиционной активности
ИНИЦИАТОР:
Правительство РФ
АКТУАЛЬНОСТЬ: Необходимость повышения степени инвестиционной
активности и создания условий для развития инструментов поддержки и
финансирования инновационных проектов.
СОДЕРЖАНИЕ: Предлагается
освободить от налогообложения НДФЛ и налогом на прибыль организаций доходы,
полученные от реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций и
облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, являющихся
ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, при
условии, что они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года. Указанное освобождение
будет применяться до 31 декабря 2022 года включительно.
№
887059-6 «О внесении изменений в
часть вторую НК РФ» (принят 23 октября в первом чтении)
СУТЬ: О налогообложении операций с клиринговыми сертификатами
участия
ИНИЦИАТОР: Ряд депутатов ГосДумы
АКТУАЛЬНОСТЬ и СОДЕРЖАНИЕ:
Законопроектом предусмотрены изменения в НК РФ, связанные с введением нового финансового
инструмента – клирингового сертификата участия, необходимостью уточнения
формулировок в целях применения льготных ставок по налогу на доходы физических
лиц и налогу на прибыль организаций в соответствии
с международными договорами, а также порядка предоставления информации
эмитентом о параметрах расчета налога налоговому агенту.