Завтра, 31 августа СКЭС
ВС РФ рассмотрит налоговое дело, главным в котором является вопрос: учитываются ли данные уточненных деклараций при
принятии решения по выездной проверке, если декларации поданы после составления
акта этой проверки (Определение от 29.07.2016
№ 310-КГ16-5041 по делу № А09-6785/2013).
Суть спора: основанием для вынесения решения инспекции в
части доначисления НДФЛ и ЕСН за 2009
г., соответствующих сумм пени и применения налоговых
санкций послужил вывод о занижении ИП налоговой базы вследствие неправомерного
включения в состав профессиональных налоговых вычетов сумм расходов, ранее
учтенных при исчислении и уплате этих налогов за предыдущий налоговый период (2008 г.). ИП в суде ссылался
на нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой
проверки, в частности, на необоснованный учет при
принятия налоговым органом решения данных уточненных налоговых деклараций, которые были поданы налогоплательщиком после составления акта налоговой проверки.
принятия налоговым органом решения данных уточненных налоговых деклараций, которые были поданы налогоплательщиком после составления акта налоговой проверки.
Суды I и
апелляционной инстанций отказали ИП в удовлетворении требований – им не представлены доказательства,
свидетельствующие о нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения
материалов проверки.
Кассация (АС ЦО) требования ИП удовлетворила – налоговый орган при вынесении решения по
проверке не вправе был учитывать данные, содержащиеся в представленных ИП
уточненных декларациях, должен был провести их самостоятельные проверки. По
мнению суда, под видом дополнительных мероприятий налогового контроля
фактически проведены сокращенные камеральные проверки уточненных деклараций и
приложенных к ним документов, а также выявлены иные нарушения, не указанные в
акте выездной проверки, но отраженные в решении инспекции, что является
существенным нарушением процедуры принятия решения.
Инспекция обратилась в ВС РФ, указав, что налогоплательщик путем
представления уточненных деклараций реализовал свое право на представление
возражений по обстоятельствам вменяемых ему правонарушений, отраженных в акте
проверки. Таким образом, при представлении уточненной декларации после
окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с
учетом объема и характера уточняемых сведений вправе был провести
дополнительные мероприятия налогового контроля, что соответствует правовой
позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 16.03.2010 № 8163/09.
По мнению инспекции, при вынесении оспариваемого решения судом не были учтены
положения п. 6 ст. 100 и п. 8 ст. 101 НК РФ и то, что проверка уточненных
деклараций в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля улучшила
положение налогоплательщика, позволила исключить параллельные процедуры
выездной и камеральной проверки в отношении одного и того же налога и за
тот же налоговый период, налоговым
органом не установлены новые правонарушения, при вынесении решения по выездной
проверке приняты во внимание данные уточненных деклараций и определен
действительный размер налоговых обязательств налогоплательщика перед бюджетом.
Судья 3-го состава СКЭС ВС
РФ М.К. Антонова (кстати,
назначенная судье ВС РФ только весной 2016 г.) указала, что в деле установлены
основания для его передачи в Коллегию для пересмотра.