В Определении от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041 по
делу № А09-6785/2013, СКЭС ВС РФ сформулировала свою позицию по
следующему вопросу: учитываются ли данные уточненных деклараций при
принятии решения по выездной проверке, если декларации поданы после составления
акта этой проверки?
Фабула дела: основанием для вынесения решения инспекции в
части доначисления НДФЛ и ЕСН за 2009
г., соответствующих сумм пени и применения налоговых
санкций послужил вывод о занижении ИП налоговой базы вследствие неправомерного
включения в состав профессиональных налоговых вычетов сумм расходов, ранее
учтенных при исчислении и уплате этих налогов за предыдущий налоговый период (2008 г.). ИП в суде ссылался
на нарушение существенных условий процедуры рассмотрения
материалов налоговой проверки, в частности, на необоснованный учет при
принятия налоговым органом решения данных уточненных налоговых деклараций, которые были поданы налогоплательщиком после составления акта налоговой проверки.
материалов налоговой проверки, в частности, на необоснованный учет при
принятия налоговым органом решения данных уточненных налоговых деклараций, которые были поданы налогоплательщиком после составления акта налоговой проверки.
Суды I
и апелляционной инстанций отказали ИП в удовлетворении требований – им не представлены доказательства,
свидетельствующие о нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения
материалов проверки.
Кассация (АС ЦО) требования ИП удовлетворила – налоговый орган при вынесении решения по
проверке не вправе был учитывать данные, содержащиеся в представленных ИП
уточненных декларациях, должен был провести их самостоятельные проверки. По
мнению суда, под видом дополнительных мероприятий налогового контроля
фактически проведены сокращенные камеральные проверки уточненных деклараций и
приложенных к ним документов, а также выявлены иные нарушения, не указанные в
акте выездной проверки, но отраженные в решении инспекции, что является
существенным нарушением процедуры принятия решения.
СКЭС ВС РФ отменила постановление суда кассационной
инстанции (АС ЦО), решение суда I инстанции и
постановление суда апелляционной инстанции оставила в силе, исходя из того, что
в данном случае налоговый орган реализовал предоставленное ему НК РФ право на
проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в связи с
представлением налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций и
необходимостью сбора дополнительных доказательств, касающихся выявленного
в ходе проверки правонарушения и определения итоговых сумм доначислений. Объем
и характер представленных документов в ходе мероприятий дополнительного
контроля, возражения и уточненные декларации позволили налоговому органу
установить фактические налоговые обязательства предпринимателя, уменьшив
подлежащие доначислению в соответствии с актом суммы налогов.