вторник, 17 января 2017 г.

ТОП-10. Важнейшие налоговые законы 2016

Несколько дней назад разместил в блоге пост "ТОП-10. Важнейшие судебные прецеденты по налоговым спорам 2016 г."
Продолжая тематику,  сегодня я хочу разместить новый ТОП-10, а  именно "Важнейшие налоговые законы 2016". Читаем и обсуждаем..

ТОП-10. Важнейшие налоговые законы 2016



ТОП-10. Важнейшие налоговые законы 2016 года

В 2016 г.  федеральный законодатель принял в общей сложности 469 федеральных законов.
Законы были разные: большие и маленькие, содержательные и технические, «добрые» и «злые», но не о качестве пока речь, а именно о количестве. Кстати, порассуждать о том, «хорошо» это или «плохо», столь большое количество законов мне бы тоже хотелось, но не сейчас, а как-нибудь в другой раз (обещаю).
Что касается именно налоговых законов, то у меня получились следующие обобщенные данные.
Из 469 федеральных законов, сугубо налоговых, т.е. вносящих поправки в часть первую и/или вторую НК РФ было 54. Если же смотреть более широко на понятие «налоги» и считать для целей моей статистики те законы, которые касались налогов косвенно (разные там ККМ, бух/учеты, обязательные платежи-неналоги, административные споры по налогам, налоговые преступления т.д.), то, таковых получается больше.
Вот пример. В мою ТОП-10 вошли 2 вообще неналоговых закона, которые, тем не менее являются для сферы налогов очень важными. Это федеральный закон о поправках в УК РФ, которые установили новые правила для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления (ст. 198, 199, 199.1 УК РФ), и федеральный закон с поправками в КАС РФ, которыми для физических лиц был установлен приказной порядок взыскания недоимки в судебном порядке. Это что, разве «неналоговые» законы?

Иными словами, по подсчетам с использованием моей собственной методики «законов про налоги» у меня получилось порядка 65, десять из которых вошли в мой рейтинг.
Вывод:  из 469 законов 2016 г., 65, так или иначе, касались налогов и прочего фиска. Путь будет так, да не судите меня строго («плюс» или «минус» 1-2 закона в ту или иную сторону считать не будем, т.к. для целей нашего анализа это уже не принципиально).


(закон о совершенствовании налогового администрирования)

Первый закон в рейтинге налоговых законов 2016 г., без сомнения, это Федеральный закон № 130-ФЗ. На первую позицию этот закон выдвигает большое количество поправок в часть первую НК РФ, имеющих содержательный, а иногда даже и принципиальный характер.
Этот закон, начал разрабатываться еще в 2014 г. в рамках правительственной «дорожной карты» (распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р «Совершенствование налогового администрирования», и 26 декабря 2014 г. был внесен в ГосДуму (законопроект № 688389-6)).
Однако, после принятия закона в первом чтении 18 мая 2015 г. депутаты о проекте «подзабыли» почти на год, и только 20 апреля 2016 г. закон был принят во втором чтении, а через 2 дня и в третьем чтении. Почему закон так «залежался» сказать трудно, но когда о нем «вспомнили» депутаты, то приняли они его практически одномоментно, а уже 1 мая закон подписал Президент РФ.
Последний раз в НК РФ такие комплексные поправки по налоговому администрированию вносились в 2013 г. (Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ (закон депутата Л.Я. Симановского)).
Однако нынешний закон «сенсационным» назвать сложно, т.к. в основном все его поправки касались уточнения уже существующих институтов и процедур.
Кроме того, некоторые положения закона должны были получить свое развитие в подзаконных актах ФНС РФ, которая в течение года так и не приняла необходимые регламенты.
Из важнейших положений закона можно назвать:
1)     Введение новых правил о вступлении в силу актов Правительства РФ о налогах (они должны вступать в силу также как и федеральный законы), а также правил о вступлении в силу НПА о налоговой отчетности (через 2 месяца после опубликования);
2)     Установление новых сроков (5 дней) для обоснования налоговых льгот; кроме документов, обосновывающих льготы налогоплательщики обязаны представлять и пояснения;
3)     Разрешение налогоплательщиками предоставлять копии документов на бумажных носителях в  прошивках, а также в скан-копиях (и в том и в другом случае ФНС должна разработать и утвердить соответствующий «порядок», однако до настоящего времени НПА от ФНС не приняты, а имеются только в проектах);
4)     Уточнение порядка проведения ДМНК, ознакомления с их результатами, определение новых сроков представления возражений по ним (10 дней) и т.д.;
5)     Установление новой процедуры приостановления решений налоговых органов, вступивших в законную силу;
6)     и др.

(закон о реформе взимания страховых взносов и о расширении доступа к УСН)

Закон примечателен двумя моментами.
Во-первых, в нем очень последовательно и подробно определена нормативная база нового правового регулирования взимания страховых взносов в связи с изъятием их из ведения внебюджетных фондов и передачи их администрирования и контроля налоговым органам.
Во-вторых, в этот, вообще-то «страховой» закон, как-то попали нормы о новых показателях доступа к упрощенной системе налогообложения (УСН).
В итоге получился такой двоякий закон, регулятивное значение которого достаточно велико, в связи с чем я и поставил его на второе место (хотя уверен, некоторые мои коллеги поставили бы его даже на первое место, т.к. изменения в порядке взимания страховых взносов касается абсолютно ВСЕХ ВСЕХ ВСЕХ; а кроме того, огромное количество малого бизнеса применяет УСН, поэтому новые правила доступа к УСН и по его сохранению, фактически есть не только «сигнал» малому бизнесу, но и его непосредственная поддержка).


(закон об актуальных вопросах современной налоговой политики)

Этот закон, появившийся за месяц перед новым годом, стал первым комплексным законом о налогах, принятым новым составом ГосДумы седьмого созыва. В этом законе нашли свое воплощение все наработки и идеи Правительства по актуальным вопросам налоговой политики, которые «накопились» у него за вторую половину 2016 г. При внесении проекта закона в ГосДуму 20 октября, Правительство обозначило его как «законопроект в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики».
Представляется, что это хотя и один из первых «думских» законов, но пока еще «не депутатский», т.к. депутаты в нем себя еще не реализовали, ведь основная инициатива в разработке закона все-таки принадлежала именно Правительству (читай «Минфину»).

Из самых известных положений этого закона:
·                  предоставление возможности уплачивать налог за налогоплательщика и иных лиц третьим лицам (без права требования возврата из бюджета плательщиком);
·                  предоставление возможности обращения взыскания недоимки не только на  взаимозависимые организации, получающих доходы недоимщика, но и на физические лица;
·                  увеличение  размера пени, уплачиваемой организациями при просрочке уплаты налога: в первые 30 дней после просрочки 1/300 ставки рефинансирования ЦБ; при превышении 30 дней – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ (вступает в силу с 1 октября 2017 г.)
·                  перераспределение в пользу федерального бюджета 1 % налога на прибыль организаций (зачисление в период 2017 – 2020 гг. в федеральный бюджет суммы налога, исчисленного по налоговой ставке 3 %; в бюджеты субъектов РФ – по налоговой ставке 17 %);
·                  введение обязанности для самозанятых граждан подать в ИФНС уведомление о том, что они оказывают физ/лицам услуги для личного (домашнего) потребления (с предоставлением в 2017-2018 гг. права не уплачивать НДФЛ тем, кто оказывает услуги по уборке, репетиторству и уходу за нетрудоспособными).

Кроме того законом № 401-ФЗ:

·                  индексируются ставки акцизов на отдельные виды подакцизных товаров, установленные на 2017 г., и устанавливаются ставки акцизов на 2018 и 2019 гг.
·                  определяются новые виды подакцизных товаров (электронные системы доставки никотина, жидкости для таких систем, табак, предназначенный для потребления путём нагревания);
·                  уточняются требования, предъявляемые к КГН и её участникам, и порядок формирования консолидированной налоговой базы такой группы;
·                  ограничивается размер убытка организации, переносимого на последующие налоговые периоды: в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 налоговая база не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 %;
·                  вводится новый порядок формирования резерва по сомнительным долгам;
·                  определяется ставка НДПИ при добыче многокомпонентных комплексных руд;
·                  корректируются значения отдельных показателей, используемых при исчислении НДПИ;
·                  налогоплательщику дается возможность применения заявительного порядка возмещения НДС и получения освобождения от уплаты акциза при условии, что его обязанность по уплате налога обеспечена поручительством;
·                  с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2029 г. включительно ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа ж/д транспортом общего пользования в дальнем сообщении устанавливается в размере 0 %;



(о выведении сведений из состава «налоговая тайна»)

Проект этого закона был внесен в ГосДуму 22 октября 2015 г. депутатом А.М. Макаровым (№ 911054-6), 14 декабря прошел первое чтение, а уже 1 мая был подписан Президентом РФ.
Закон достаточно интересный, но реальное его значение и последствия его принятия оценить пока трудно.
Дело в том, что вступив в силу 1 июня 2016 г., этот закон до сих не применяется, т.к. фактически он начнет действовать только после того, как  ФНС РФ разместит на своем официальном сайте соответствующий специальный ресурс, на котором будет выложена основная информация о ВСЕХ организациях России.
Цель закона, как утверждал его инициатор А.М. Макаров, раскрыть и без того доступную информацию, но находящуюся в платных базах данных.
Снятие грифа «налоговой тайны» и публичное обнародование нижеприведенной информации даст возможность участникам рынка оценить налоговые и бизнес-риски, что позволит им более эффективно проявить «осмотрительность» и «осторожность».

Таким образом, после того, как ФНС нормативно-технически реализует положения закона № 134-ФЗ в общем доступе будет представлена:

·                  среднесписочная численность работников организации за год, предшествующий году размещения;
·                  сведения об уплаченных организацией суммах налогов и сборов за год, предшествующий году размещения (без таможенных платежей и сумм, уплаченных в качестве налог/агента);
·                  о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности за год, предшествующий году размещения.

Кроме того, Федеральный закон № 134-ФЗ снял гриф «налоговая тайна» с размера суммы выявленных налоговыми органами недоимок. Ранее, в НК РФ было закреплено только положение о том, что «не является налоговой тайной сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения». Закон же внес добавление - «в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам».
Иными словами, очевидно, что после запуска портала от ФНС (которая обещает запустить его к июлю 2017 г.), сведения о деятельности любой организации станут доступны абсолютно всем, и не только партнерам, контрагентам, организаторам торгов, государственным органам, но и … конкурентам, журналистам, «преступному элементу» и пр.
С одной стороны, можно предположить, что действительно, при принятии решений о работе с тем или иным контрагентом налогоплательщики не будут иметь проблем с «осмотрительностью», если данные о партнере получены с сайта ФНС. Однако еще не известно, какую позицию займут налоговые органы в отношении оценки у них же размещенной информацией.
Кроме того, можно предположить, что у вновь созданных компаний могут возникнуть проблемы с работой (попробуйте заключить договор с компанией, у которой в открытом доступе по всем данном «нули»).
Ну, а сама возможность раскрывать данные о размерах недоимки уже используется ФНС РФ, которая в своем письме  от 24.11.2016 № ГД-4-8/22302@  уже указала о возможности сообщения работодателям физических лиц о имеющейся у последних недоимке (см. здесь).


(о повышении размера недоимки в целях квалификации налог/преступления)

26 мая Президент РФ В.В. Путин внес в ГосДуму законопроект № 1083199-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в части декриминализации преступлений экономической направленности)», направленный на формирование более благоприятных условий для бизнеса.
Суть закона – повышение более чем в 2 раза размера недоимки и доли неуплаченных налогов для целей привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений. Поправки непосредственно коснулись ст.ст. 198, 199, и косвенно ст. 199.1 Уголовного кодекса РФ.
Так по ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физ/лиц» пороговые значения недоимки составили:
по «крупному размеру», определяемому в размере 10 % за 3 года – с 600.000 руб. до 900.000 руб.
по «крупному размеру», определяемому  в фиксированной сумме – с 1.800.000 руб. до 2.700.000 руб.
по «особо крупному размеру», определяемому в размере 20 % за 3 года – с 3.000.000 руб. до 4.500.000
по «особо крупному размеру», определяемому в фиксированной сумме – с 9.000.000 руб. до 13.500.000 руб.

По ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» пороговые значения недоимки составили:
по «крупному размеру», определяемому за 3 года доля от суммы неуплаченных налогов с 10 % увеличивается до 25 %, а по суммам – с 2.000.000 руб. до 5.000.000 руб.
по «крупному размеру», определяемому  в фиксированной сумме – с 6.000.000 руб. до 15.000.000 руб.
по «особо крупному размеру», определяемому за 3 года доля от суммы неуплаченных налогов с 20  % увеличивается до 50 %, а по суммам – с 10.000.000 руб. до 15.000.000 руб.
по «особо крупному размеру», определяемому фиксированной сумме – с 30.000.000 руб. до 45.000.000 руб.


(об уточнении некоторых вопросов налогового администрирования)

Вопросов этих уточнено было несколько:
·                  Физическим лицам в отношении налогов, уплачиваемых на основании налоговых уведомлений, была предоставлена возможность сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в любой налоговый орган по своему выбору (в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения);
·                  Законом был дополнен перечень случаев, при наступлении которых недоимка и др. налог/задолженность уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, признаются безнадежными к взысканию;
·                  Установлено, что банки обязаны представлять налоговым органам соответствующую информацию в отношении иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо в порядке ст. 93.1 НК РФ.


(о приказном порядке рассмотрения споров о взыскании недоимок с физ/лиц)

Федеральным  законом № 103-ФЗ было установлено, что заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, предусмотренном КАС РФ будут рассматривать мировые судьи.
С этой целью в КАС РФ введена новая глава 11.1 "Производство по административным делам о вынесении судебного приказа".
Сам по себе СУДЕБНЫЙ ПРИКАЗ – это документ о взыскании с физ/лица обязательных платежей и санкций, который мировой судья выносит единолично без суд/разбирательства и присутствия сторон.
Выносится в течение 5 дней со дня поступления заявления.
Приказ имеет силу исполнительного документа и по просьбе взыскателя суд может направить его приставам.
Должник-недоимщик  в течение 15 дней со дня направления ему копии приказа имеет право представить свои возражения; в этом случае приказ отменяется и взыскатель (т.е. налоговая) может обратиться в суд в порядке административного судопроизводства на общих основаниях.
Таким образом, благодаря поправкам, налоговые органы получат право в упрощенном порядке в течение 23 дней взыскивать налоговые долги с физических лиц.


(о тотальном контроле за налично-денежным оборотом через он-лайн ККМ)

Закон направлен на создание более совершенной автоматизированной системы контроля за применением ККТ и в первую очередь предполагает переход на применение новых ККМ, передающей информацию о расчетах непосредственно в налоговые органы в электронном виде в режиме on-line
Столь масштабная модернизация системы ККМ, предполагает последовательный поэтапный переход:
·                  с  15 июля 2016 г. можно устанавливать только новые ККМ;
·                  с 1 февраля 2017 г. вступил правило о том, что регистрация ККТ для организаций осуществляется только через «личный кабинет»;
·                  до 1 июля 2017 г. «старые аппараты» должны быть выведены из эксплуатации;
·                  с 1 июля 2018 г. плательщики ЕНВД и ПСН должны будут применять новые ККТ на общих основаниях
Кроме того, законом повышены уже существующие и введены новые административные штрафы за нарушение правил применения ККТ.


(в части налогообложения КИК и доходов иностранных организаций)

Закон был одним из самых первых и самых значимых в 2016 г., т.к. он урегулировал массу ранее существовавших нестыковок и противоречий, выявленных в процессах реальной деофшоризации российской экономики.
Законом уточнялись порядок определения прибыли КИК, исключена возможность повторного налогообложения дивидендов, выплачиваемых за счёт прибыли КИК, налог с которой уже был уплачен.
Также законом продлевались сроки, до истечения которых допускалась ликвидация КИК. Целей такого продления выступала защита интересов владельцев компаний, ликвидация которых в предусмотренные действующим законодательством сроки не могла быть осуществлена по объективным причинам (необходимость соблюдения прав акционеров, судебные разбирательства).
Кроме того, закон уточнял состав лиц, имеющих фактическое право на доходы, перечень оснований для признания лица контролирующим лицом иностранной компании, а также корректировались положения законодательства о налогах и сборах, определяющие порядок информирования налоговых органов о КИК.


(в части применения вычетов НДС при экспорте несырьевых товаров)

Инициаторами данного законопроекта выступила группа депутатов (И.В.Баринов, И.Н.Игошин, В.П.Водолацкий, М.Т.Гаджиев, Н.В.Школкина, Е.Л.Николаева, М.С.Гаджиев), по мнению которых правило по п.3 ст.172 НК РФ, позволяющее применять вычеты по НДС при производстве экспортной продукции (работ, услуг) только в момент определения налоговой базы по ст.167 НК РФ было некорректным и необоснованным.
Именно поэтому было предложено предоставить право получения налоговых вычетов в отношении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, облагаемых по налоговой ставке 0 %, в момент принятия приобретённых товаров к учёту, не дожидаясь документального подтверждения экспорта.
Данное предложение было поддержано ГосДумой, однако указанный порядок был распространен только  на операции по реализации так называемых «несырьевых» товаров.
При этом до сих пор не утверждено Постановление Правительства, которое должно определить коды сырьевых товаров. Вместе с тем, как следует из проекта этого Постановления (http://regulation.gov.ru/projects#npa=50842), к таковым относятся не только нефть, газ, древесина, уголь руды, то есть «чисто» сырьевая продукция, но и масса товаров с большой добавленной стоимостью, полученных после многоступенчатых сложных технологических процессов переработки. Судя по пректу, под понятие сырьевых товаров попадут почти все позиции из тех групп товаров, которые перечислены в ст. 165 НК РФ.
Кроме того, законом для налогоплательщиков также устанавливается обязанность составления счёта-фактуры, ведения книги покупок и книги продаж при свершении не подлежащих обложению НДС операций по реализации товаров, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства – члена Евразийского экономического союза.