Постановлением
Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 № 9-П «По делу о проверке конституционности
отдельных положений НК РФ и ГК РФ в связи с жалобами граждан Е.Н. Беспутина,
А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова» Конституционный Суд РФ признал не
противоречащими Конституции РФ положения ст. 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ, а
также п. 3 ст. 2 и ст. 1102 ГК РФ, поскольку эти положения по своему
конституционно-правовому смыслу при отсутствии в законодательстве о налогах и
сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно)
предоставленного имущественного налогового вычета:
* не исключают возможность взыскания с налогоплательщика денежных
средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по
решению налогового органа имущественного налогового вычета по НДФЛ, в порядке
возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается
единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства;
* предполагают, что соответствующее требование может быть заявлено:
- в случае, если
предоставление имущественного налогового вычета было
обусловлено ошибкой самого налогового органа, - в течение трех лет с момента
принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета;
если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено
противоправными действиями налогоплательщика, то налоговый орган вправе
обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента,
когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления
налогоплательщику имущественного налогового вычета;
* исключают применение в отношении налогоплательщика, с которого
взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно)
предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий,
если только такое неосновательное обогащение не явилось следствием
противоправных действий самого налогоплательщика, и не иначе как в рамках
системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о
налогах и сборах.
Конституционный Суд РФ отметил, что федеральный законодатель
правомочен внести в действующее налоговое регулирование изменения, направленные
на урегулирование оснований, порядка и сроков взыскания с налогоплательщика
соответствующих денежных средств.