1 апреля Президент
РФ подписал
Федеральный закон № 102-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ». Этот чрезвычайный закон будет иметь решающее
значение в течение ближайших месяцев, так как в нем установлены базовые правила
регулирования налоговых правоотношений на период кризиса, вызванного эпидемией
коронавируса. Публикуем анализ и наши комментарии по поводу этого закона как по
частям так и полностью. Наверняка, мы будем к нему возвращаться и дальше. Полностью материал
«КОММЕНТАРИЙ к Федеральному закону от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ: общие положенияи анализ» вы можете посмотреть здесь.
------------------------------
В своём обращении от 24 марта 2020 г. Президента РФ В. В. Путин сказал о том, что для субъектов малого и среднего бизнеса будет введена пониженная ставка страховых взносов по зарплатам, превышающим МРОТ. Если оплата труда равна МРОТ, то ставка останется прежней – 30%. Эта мера будет постоянной, а не временной.
Данная инициатива была реализована в п. 9 ст. 2 Федерального закона № 102-ФЗ.
Так, п.1 ст.427 НК РФ – «Пониженные тарифы страховых взносов», был дополнен подп.17, согласно которому установлен новый перечень субъектов, имеющих право на пониженные
тарифы
страховых взносов в целях применения Федерального
закона № 102-ФЗ. В своём обращении от 24 марта 2020 г. Президента РФ В. В. Путин сказал о том, что для субъектов малого и среднего бизнеса будет введена пониженная ставка страховых взносов по зарплатам, превышающим МРОТ. Если оплата труда равна МРОТ, то ставка останется прежней – 30%. Эта мера будет постоянной, а не временной.
Данная инициатива была реализована в п. 9 ст. 2 Федерального закона № 102-ФЗ.
Так, п.1 ст.427 НК РФ – «Пониженные тарифы страховых взносов», был дополнен подп.17, согласно которому установлен новый перечень субъектов, имеющих право на пониженные
В
этот перечень вошли «плательщики страховых взносов, признаваемые субъектами
малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным
законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О
развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в
отношении части выплат в пользу физического лица, превышающей величину МРОТ.
При
этом из-за обтекаемости формулировки можно прогнозировать возникновение
множества споров по вопросу отнесения тех или иных плательщиков к категории
малого и среднего предпринимательства для целей указанных положений Федерального
закона № 102-ФЗ.
Например,
необходимо ли чтобы для использования "льготных" тарифов плательщик
был включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, как того
требует определение таковых, данное в части 1 статьи 3 Федерального
закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ?
Или с учетом того, что реестр формируется один раз в год (в августе
месяце)
плательщику достаточно отвечать критериям субъектов малого и среднего
предпринимательства, установленным в ст. 4 названного закона?
И как
быть, например, тем организациям, которые в течение года стали (или перестали)
соответствовать установленным критериям, изменения по которым будут внесены в
реестр, например, почти через год?
Как
быть организациям с иностранными участниками, которые соответствуют требованиям
абз.2 подп. "а" п.1.1 ч.1 ст.4 названного закона, но в отношении которых аудиторская организация
не предоставила необходимые сведения уполномоченному органу? Пока вопросов
больше, чем ответов, и практика их решения только будет формироваться.
Особо
отметим, что понижение тарифа взносов коснется не всех выплат, а только их
части, превышающей МРОТ, действующий на начало расчетного периода, за который
производятся выплаты.
В
то же время ст.427 НК РФ была дополнена п. 2.1, согласно которому для вышеуказанных страхователей с 2021 года вводятся следующие тарифы:
1)
на обязательное пенсионное страхование: в
пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых
взносов по данному виду страхования - 10,0 %; свыше установленной предельной
величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования -
10,0 %;
2)
на обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0,0 %;
3)
на обязательное медицинское страхование
- 5,0 %.
Соответствующие
поправки были сделаны этим законом и в Федеральный закон
от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании в РФ"
Необходимо
также учитывать, что Федеральный
закон № 102-ФЗ установил пониженные тарифы страховых вносов, не только на
период с 1 января 2021 года, но и на
период с 1 апреля до 31 декабря 2020 года:
-
в отношении совершенных за месяц выплат в пользу физического лица, превышающих МРОТ, применяются следующие
тарифы страховых взносов:
·
на
обязательное пенсионное страхование: 10 % как в пределах предельной
величины базы, так и сверх нее;
·
на
обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %;
·
на
обязательное медицинское страхование - 5 %.
Что
касается совершенных за месяц выплат в пользу застрахованных лиц, которые
ниже или равны МРОТ, то они
облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование по
тарифу 22 %.
Такое
распределение суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
установлено п.2 ст.5 Федерального
закона № 102-ФЗ.
Анализ.
Также
мы не склонны думать, что закон разделил зарплаты (выплаты) разных размеров: до
уровня МРОТ или равных ему, и превышающих МРОТ. Полагаем, что предложенные
формулировки предполагают разделение любой зарплаты (выплаты) на части для целей исчисления страховых взносов. То
есть, например, зарплата в 40 000 рублей, выплачиваемая работникам субъектами
малого и среднего бизнеса, будет облагаться разными страховыми взносами в соответствующей части: меньшей или
равной МРОТ по обычным тарифам (ОПС – 22 %), а в части выше МРОТ – по
пониженным ставкам.
Иными
словами, как и раньше, в самом невыгодном положении оказываются маленькие
зарплаты. И, на наш взгляд, если данная норма призвана стимулировать
работодателей к повышению зарплат, то очевидно, что в такой формулировке она
данной цели достичь не поможет, поскольку основная часть зарплаты так и
продолжит облагаться по повышенной ставке.
Кроме
того, все вопросы, указанные нами выше и касающиеся соответствия плательщиками страховых взносов понятию
субъектов малого и среднего предпринимательства актуальны и требуют ответа уже
сегодня.
______________________________
Правовая защита бизнеса от
налоговых и иных правовых рисков
с 1993 года
Екатеринбург: 620075,
Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343)
350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва: 129626,
Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3,
офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис
Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь
Facebook: см. здесь.
telegram-канал
«О налогах и о жизни» - t-do.ru/gknfp
telegram-канал
«Налоговые споры: аналитика и практика» - t-do.ru/taxpracticechannel
telegram-канал
«Малый бизнес и Налоги» - t-do.ru/taxformal