Каждый год Президент РФ выступает с Бюджетным посланием. Не стал исключением и 2010. 29 июня такое Послание на 2011-2013 гг. было обнародовано на сайте Президента РФ здесь.
Президент РФ Д.А. Медведев во время посещения Екатеринбурга в июле 2010 года
Я уже лет 15 подряд очень внимательно читаю все президентские Послания, и это уже стало профессиональной привычкой. Вот и в этом году читал внимательно.
Отмечу 2 особенности, которые сразу бросились в глаза.
1) Президент говорил о налогах много, даже очень много. Не просто пара фраз, как в прежних своих Обращениях, а целый раздел, состоящий из 8 самостоятельных направлений.
2) Ранее, Президент о налогах говорил в среднесрочной перспективе - на год на два. А тут прямо обозначено -"налоговая политика государства в долгосрочной перспективе", т.е. Президент налоговую политику планирует на много лет вперед.
Что касается всего остального, то общий тон Послания таков: "необходимо искать возможности для повышения доходов бюджетной системы". Сама по себе подобная задача не нова, т.к. это является основой любой налоговой политики для любого государства.
Что касается конкретики, то Президент РФ обозначил 8 "ключевых" (как он сам выразился) направлений, которые я попытаюсь даже чуть-чуть прокомментировать.
Итак,
1) "следует поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным... Существенная часть налоговой нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда. Поэтому для их поддержки следует снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций – до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14 % ..".
Идея сама по себе правильная, однако необходимо определиться с перечнем таких компаний. А кроме того, возникает вопрос, а чем ФОТ якобы интеллектуальных компаний "хуже" чем ФОТ тех же металлургов, строителей и т.д. А то получается, для умных мы будем ФОТ льготировать, а кто тогда те, у кого ФОТ не льготируется?
2) "...Необходимо создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности. В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам...
Есть резерв поддержки инноваций в экономике и в амортизационной политике...".
Ну, здесь мы видим стандартный набор налоговых механизмов по стимулированию инноваций и новых технологий, который с 70-х годов XX века применялся и до сих пор применяется во всех экономически развитых странах.
3) "...в целях стимулирования осуществления инновационной деятельности в инновационном центре «Сколково» следует предусмотреть для участников проекта следующие льготы: обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14 %, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог – по ставке 0 %. Что касается НДС, то освобождение от его уплаты должно осуществляться в зависимости от выбора налогоплательщика. Указанные льготы должны действовать в отношении участников проекта в течение 10 лет с момента их регистрации либо до момента, когда общий размер прибыли, полученной организацией, превысит 300 млн. рублей с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки, полученной такой организацией, превысил 1 млрд. рублей".
Здесь я замолкаю, Сколково - это Сколково, личный проект Президента, надежда современной России, ее будущее. При таком имидже, получение беспрецедентных налоговых льгот не кажется чем удивительным. Так и хочется сказать: "Ох, лишь на пользу все пошло".
4) ".... требуется стимулирование энергосбережения и рационального использования природных ресурсов".
Ну это тоже понятно. По мнению Президента поддержка энергосбережения,
начатая Федеральным законом от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении..." должна продолжаться на всех уровнях, в том числе и на уровне налогов.
5) "... для развития социальной сферы необходимо привлекать частные инвестиции в системы здравоохранения и образования. Предлагаю в этих целях освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 года) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности. При этом соответствующие льготы должны распространяться только на те виды деятельности, которые носят социально значимый характер".
Меня всегда умилял подход наших к властей к решению проблем в экономике: реальные дела подменяются раздачей налоговых льгот. "Надо льготы дать" - басит какой-нибудь депутат или чиновник и, интересно, сам то он в это верит. Неужели трудно понять, что регулятивные возможности налогов нельзя переоценивать, потенциал налогов достаточно ограничен. Налогами хорошо душить, но сложно что-то развивать. Эта тема очень интересна и давно меня волнует, так что в самое ближайшее время я обязательно посвящу ей несколько постов. А что же касается конкретно этого направления в налоговой политике, то мне кажется ее плодами в первую очередь воспользуются не народ, не налогоплательщики, а владельцы соответствующих бизнесов. С одной стороны в этом ничего плохого нет, т.к. люди работают в социально востребованных отраслях, а не где-то в нефтянке, в торговле или в игорном бизнесе. Но с другой стороны, мне кажется, что владельцы таких бизнесов и без того неплохо живут. И чем хуже другие владельцы других бизнесов. Вот владелец кафе - он организует питание людей. А вот владелец транспортной компании - организует перевозку людей. Чем они то хуже (или лучше) тех, кто организует лечение и обучение людей. Как это для меня странно, хотя я, возможно и ошибаюсь.
6) а вот этот пассаж мне лично не понравился: "... в среднесрочной перспективе необходимо дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы РФ... (пока все нормально). Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов (вроде тоже ничего пока страшного нет). И вдруг.... Следует ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами..."
Вот тебе и "расширение круга плательщиков за чет возникновения новых активных субъектов". Так ведь через повышение налоговой базы по налогу на имущество (иногда многократно) новых субъектов не появится. Как были прежние плательщики, те же и останутся. Только база для исчисления налога у них будет "рыночная", т.е. высоченная. А в этом ничего хорошего нет. В 2009-2010 росла коммуналка, а со следующего года, что? вырастут налоги на имущество? Получается, что по Бюджетному посланию все так и обстоит.
7) ".....актуальными остаются вопросы совершенствования налогового администрирования...
Сохраняется и проблема с возмещением НДС. Еще раз следует оценить «затратность» такого администрирования как для налогоплательщика, так и для государства, обратив внимание в первую очередь на избыточность «оправдательных документов» и на предъявляемые к ним требования"....
Ну, это тема вечная. Ее переписывают из Послания в Послание, однако воз и ныне там. Хотя стремление к совершенству - это, согласитесь, лучше чем вообще ничего.
Восьмое направление комментировать я не буду, т.к. касается оно очень узкого сегмента - налоги в рамках таможенного союза. Там, как мне кажется, надо в первую очередь навести порядок с политикой, а потом уже переводить все на нормативную базу.
Как видим, перечень направлений в налоговой политике широк. Ничего не сказал Президент ни про снижение ставки НДС, ни про замену транспортного налога, ни про акцизы на роскошь. Или над этими вопросами Президент наш до сих пор размышляет, или наоборот, уже все решено и отражать их в Бюджетном послании, по мнению Президента, смысла нет. Жизнь продолжается.