вторник, 17 августа 2010 г.

Удобство для налогоплательщика при взимании налогов как основной принцип налогообложения

В одном из своих постов (25 июля 2010) - "Налоги скоро можно будет платить с мобильника", я мимоходом затронул тему по поводу удобности для налогоплательщика процесса взимания налогов. Тут надо сказать, что еще более 200 лет назад об "удобстве уплаты налогов" как о принципе налогообложения говорил еще Адам Смит, который, как считается впервые в истории налогов, сформулировал несколько универсальных принципов. Если обратиться к первоисточнику, а именно к книге Адама Смита "Исследование о природе и причине богатства народов" (1776), то мэтр писал так: "Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда их плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству". Здесь принцип удобности, очень тесно соприкасается с принципом  экономичности (или рентабельности) налоговой системы (о нем я как-нибудь напишу позже), однако эти принципы не пересекаются и носят самостоятельный характер.


В соответствии с принципом удобности (иначе его еще называют принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщика), законодатель, регулируя налоговые отношения должен исходить из того, что механизм взимания налога, а также вся система налогового администрирования должна быть направлена на минимальное воздействие на обязанное лицо. Грубо говоря, "взимать налоги надо так, что бы налогоплательщику было "не больно".
Удобство для налогоплательщика может проявляться как в минимальном количестве времени по исполнению своих обязательств, так и по минимальной финансовой затратности. Нет ничего хорошего в том, если налогоплательщику необходимо держать огромный штат бухгалтеров для ведения бухгалтерии и составления налоговой отчетности. Очень плохо, когда во многих организациях существуют спец подразделения для того, что бы заниматься только одним - ксерокопировать бумаги для бесчисленных налоговых проверяющих, которые проводят то выездную, то камеральную, то встречную проверку. Плохо, когда надо содержать еще штат юристов, что бы защищали себя от "наездов" налоговиков. Все это говорит о том, что российским налогоплательщикам крайне "не удобно" и слишком "дорого" исполнять свои конституционные обязанности по уплате налогов. Кстати, страх "разведения бухгалтерии и прочей бюрократии", а также неизбежность несения различных бухгалтерско-юридических затрат отпугивают наших граждан от занятия бизнесом - муторно, дорого, рискованно.
 С одной стороны, государство вроде заботиться о налогоплательщике: вот и "упращенка" у нас есть, и ЕНВД и развитие патентной системы, и введение электронного документооборота по Федеральному закону от 27.07.2010 № 229-ФЗ, и др. и т.д. Очень хорошо, что с прошлого года упращенцам разрешили сдавать декларацию один раз - в конце года. Просто здорово, что наши власти с 2001 года освободили сотни тысяч своих граждан от небходимости подавать в конце года налоговую декларацию по НДФЛ (о чем я писал, кстати здесь). Вот и информация о том, что налоги можно будет платить с мобильного а также через терминалы, с чего я и начал настоящий пост - как раз из этой темы.
Но с другой стороны, работа по упрощению налоговой системы в нашей стране ведется очень и очень плохо. В частности, для мне до сих пор не понятно, почему для внебюджетных фондов надо печатать столько платежек; мне кажется, достаточно одной для отправки на единый бюджетный счет, а там разбирайтесь сами. Кроме того, мне кажется и для наших граждан можно организовать направление единого требования по уплате всех налогов, а не разбивать их по отдельности - земельный налог, транспортный налог, налог на имущество, да и НДФЛ туда же...
Вообще мне кажется, что принцип "удобности", должен иметь свое законодательное закрепление, например в ст. 3 НК РФ, где-нибудь рядышком с "экономической обоснованностью налога".
 Мне кажется, что вместо того, чтобы вводить дурацкие нормы и правила, а потом с большим трудом добиваться их соблюдения (а еще и контролировать из соблюдение), не лучше ли подстроится под налогоплательщика и принимать только такие положения, которые были необременительными и удобными для них.
Что бы моя идея была более понятной приведу пример с ситуацией, как делают российские дорожки.  Их прокладывают по схеме, по чертежу, как нравится архитектору, в меньшей степени думая о людях, которые будут по этим дорожкам ходить. Но люди ходят так, как им удобно, и для того, чтобы срезать путь и не делать крюк "по дорожке", почти 100 % пойдут прямо по газонам. Я думаю каждый видел такие примеры когда население протаптывает дорожки не там, где они проложены, а там, где ходить удобно.Это плохо? Безусловно. Тут же дворники, милиционеры, и представители общественности и блюстители нравственности - все осуждают тех людей, которые ходят по газонам. Все правильно, но...
Не лучше ли было бы взять и сразу проложить дорожки там, где людям удобнее было бы ходить???
Так же и с налогами...
А что Вы думаете, уважаемые читателя блога? Что в нашей налоговой системе можно упростить и сделать "удобнее" для налогоплательщика?