Еще раз повторюсь, занимаясь профессионально судебными (и в первую очередь налоговыми) спорами я обратил внимание на одну интересную деталь: в ряде случаев сугубо профессиональных правовых, процессуальных и налоговых знаний в суде просто не хватает, их недостаточно. Это подтверждалось тем, что в одних делах, которые казались выигрышными - нас ждало поражение, а в других заведомо безнадежных - вдруг возникал успех.
Более того, бывало и так, что иногда победа приходила благодаря оппонентам (да-да, именно так), которые теряли инициативу, совершали грубые ошибки, или, находясь изначально в более благоприятной ситуации, растратили все свои тактические преимущества (или вели себя как собаки - по глазам было видно, что они все понимают, гавкают, а понятно и внятно ничего сказать не могут).
То есть иногда в процессе может сложиться ситуация, как по китайской поговорке: «Трудно мне было бы победить, если бы противник не помогал мне».
И я стал обращать внимание на «неюридические» аспекты судебного спора и был вынужден согласиться со старшиной Васьковым из кинофильма "А зори здесь тихие": "Война (а налоговый спор – это всегда война), - это не то, кто кого перевоюет, а кто кого передумает". Именно поэтому я стал думать об ведении спора в двойне, а иногда даже в тройне.
Итак, хотелось бы пояснить, что сам предмет "Искусство судебного спора" - это не магия, не набор психологических приемов, наподобие НЛП или гипноза, а всего навсего лишь некое подспорье для участника спора, это технология накопления опыта, набор способов его фиксации и обработки, это методология развития юриста, который представляет интересы своего клиента.
Барельеф нач. 19 века, Финляндия, Турку, Судбный Зал. |
Кроме того, "Искусство..." - это не набор приемчиков влияния на судью (как говорят в этом случае сами судьи: "Не надо нам ваших адвокатских штучек"). Судью не обманешь и не проведешь. Более того, подобными технологиями можно вообще все испортить. "Искусство.." - это технология поиска и выбора правильной позиции в суде, правильного поведения. Ведь об искусстве судебного представительства люди знали с древнейших времен, и книги на эту тему писались еще в Древней Греции (кстати, о книгах как-нибудь в следующий раз).
Позвольте мне, дорогой читатель, образный пример, если знание и ведение Дела - это мясо, то "Искусство..." - это перец, соль и приправы. Если мясо тухлое, то ни один соус вам не поможет, и даже вежливый официант, принесший несвежую рыбу не спасет гибельную для ресторана ситуацию.
Именно поэтому "Искусство судебного спора" студентам не надо преподавать в вузе - они просто не поймут о чем идет речь, зачем это надо. Можно только вскольз обозначить тему, без подробной расшифровки. А вот по настоящему "Искусство судебного спора" - это уже для более менее опытных, которые понимают что это такое и зачем это нужно. Но подробнее наверное мы поговорим об этом в другой раз.