Вопрос старый, но мне казалось, что он уже решен, а вчера приезжает к нам наш клиент и рассказывает о своей ситуации: налоговая инспекция во время выездной налоговой проверки выявила переплату налога, но в акте этот эпизод не отразила. Налогоплательщик в возражениях на акт это обстоятельство, естественно, отмечает, просит учесть, и соответственно пересчитать недоимку, а также учесть при определении пени и штрафа по ст.122 НК РФ. Налоговая в отказ. Доводов у них несколько, привожу в озвученной налоговиками последовательности:
1) мы не аудиторская фирма;
2) считать вам переплату мы вам не обязаны;
3) подавайте "уточненку".
И самый главный довод примерно такой: "Пошли нафиг, Кодексом это не предусмотрено, чтобы мы переплаты тут учитывали" (вот ведь как Кодекс знают хорошо, можно только порадоваться).
Насколько же прав налоговый орган?
Мне кажется, что налоговый орган полностью не прав.
Во-первых, действительно НК РФ прямо не предусмотрено положения о том, что "налоговый орган обязан учитывать переплату". Однако открываем Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@, и читаем там подп. "б" п. 1.8.2 Приложения № 6 - "Требования к составлению акта налоговой проверки":
".... В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе: ..... о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в налоговом учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком нарушения и т.д....".
Как же можно читать это положение иначе, чем то, что "переплата должна быть не только учтена при подведении итогов, но и она должна найти свое отражение в акте проверки"?
Во-вторых, читаем дальше...
"... п. 1.9. Итоговая часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать:
сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (неудержанных и неперечисленных)) налогов (сборов); об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах) с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам, сведения о других установленных проверкой фактах нарушений (об исчисленных для целей налогообложения в завышенных размерах суммах убытков; о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии); о неудержании и неперечислении налогов и т.д.).
В-третьих, я уже не говорю о том, что "переплата налогов" - это тоже нарушение законодательства о налогах и сборах, которое должно быть выявлено налоговиками и зафиксировано при подведении итогов проверки.
В-четвертых, на стороне налогоплательщика и судебно-арбитражная практика. В частности, как было указано в Постановлении ВАС РФ от 05.10.2004 № 4909/04: ".... если налогоплательщик в процессе рассмотрения арбитражным судом заявления налогового органа о взыскании с него недоимки по налогу на доходы физических лиц указывает на наличие у него права на налоговые вычеты, то это обстоятельство нуждается в проверке независимо от предварительного обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением в налоговый орган".
Однако тут возникает один интересный вопрос.
Газета "Ведомости" в своем номере от 11.03.2010 разместила информацию о том, что якобы, тройка судей ВАС, рассматривая спор компании Schlumberger с инспекцией ФНС № 1 по Сахалинской области сделала вывод о том, что во время проверок налоговый орган обязан учитывать переплату налогов, даже если компания этого не просит. Однако мои поиски этого судебного акта успехом не увенчались. Во всяком случае про такой налоговой спор между Schlumberger и Сахалинской налоговой нет информации ни на сайте ВАС, ни в базах данных "Гаранта" и "Консультант+". Мы обратились через сайт газеты к автору заметки Дмитрию Кузьмину, вдруг журналист что-то перепутал, однако ответа до сих пор не получили (журналисты любят жалиться, что они пишут обращения в органы власти, а их письма игнорируют, однако сами ведут себя не лучше). В связи с этим вопрос, может кто-то из читателей моего блога владеет более подробной информацией по этому делу или по этому вопросу? Давайте обменяемся мнениями.
1) мы не аудиторская фирма;
2) считать вам переплату мы вам не обязаны;
3) подавайте "уточненку".
И самый главный довод примерно такой: "Пошли нафиг, Кодексом это не предусмотрено, чтобы мы переплаты тут учитывали" (вот ведь как Кодекс знают хорошо, можно только порадоваться).
Насколько же прав налоговый орган?
Мне кажется, что налоговый орган полностью не прав.
Во-первых, действительно НК РФ прямо не предусмотрено положения о том, что "налоговый орган обязан учитывать переплату". Однако открываем Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@, и читаем там подп. "б" п. 1.8.2 Приложения № 6 - "Требования к составлению акта налоговой проверки":
".... В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе: ..... о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в налоговом учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком нарушения и т.д....".
Как же можно читать это положение иначе, чем то, что "переплата должна быть не только учтена при подведении итогов, но и она должна найти свое отражение в акте проверки"?
Во-вторых, читаем дальше...
"... п. 1.9. Итоговая часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать:
сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (неудержанных и неперечисленных)) налогов (сборов); об исчисленных в завышенных размерах налогах (сборах) с разбивкой по налогам (сборам) и налоговым периодам, сведения о других установленных проверкой фактах нарушений (об исчисленных для целей налогообложения в завышенных размерах суммах убытков; о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии); о неудержании и неперечислении налогов и т.д.).
В-третьих, я уже не говорю о том, что "переплата налогов" - это тоже нарушение законодательства о налогах и сборах, которое должно быть выявлено налоговиками и зафиксировано при подведении итогов проверки.
В-четвертых, на стороне налогоплательщика и судебно-арбитражная практика. В частности, как было указано в Постановлении ВАС РФ от 05.10.2004 № 4909/04: ".... если налогоплательщик в процессе рассмотрения арбитражным судом заявления налогового органа о взыскании с него недоимки по налогу на доходы физических лиц указывает на наличие у него права на налоговые вычеты, то это обстоятельство нуждается в проверке независимо от предварительного обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением в налоговый орган".
Однако тут возникает один интересный вопрос.
Газета "Ведомости" в своем номере от 11.03.2010 разместила информацию о том, что якобы, тройка судей ВАС, рассматривая спор компании Schlumberger с инспекцией ФНС № 1 по Сахалинской области сделала вывод о том, что во время проверок налоговый орган обязан учитывать переплату налогов, даже если компания этого не просит. Однако мои поиски этого судебного акта успехом не увенчались. Во всяком случае про такой налоговой спор между Schlumberger и Сахалинской налоговой нет информации ни на сайте ВАС, ни в базах данных "Гаранта" и "Консультант+". Мы обратились через сайт газеты к автору заметки Дмитрию Кузьмину, вдруг журналист что-то перепутал, однако ответа до сих пор не получили (журналисты любят жалиться, что они пишут обращения в органы власти, а их письма игнорируют, однако сами ведут себя не лучше). В связи с этим вопрос, может кто-то из читателей моего блога владеет более подробной информацией по этому делу или по этому вопросу? Давайте обменяемся мнениями.