А дело то очень интересное, поскольку на практике до сих пор нет единства мнений, что считать "излишне взысканным налогом", и в каком порядке начисляются % за несвоевременный их возврат из бюджета.
Вот ситуация.
ИФНС выставила налогоплательщику требование об уплате пеней, начисленных за 2001-2003 годы на недоимку. Налогоплательщик платить не торопится, и налоговая в середине 2006 года списывает задолженность с его счета. Налогоплательщик в суд и доказывает - взыскание произведено незаконно, т.к. все сроки, установленные, например п. 3 ст. 46 НК РФ уже прошли. При этом наличие самой недоимки ни размер пени не оспаривался. Суд принимает решение в пользу налогоплательщика и "ура, победа", ИФНС все возвращает обратно. Однако налогоплательщику мало - деньги то были взысканы (а там не много ни мало более 46 млн. руб.), поэтому считает налогоплательщик - ИФНС должна начислить % по п. 5 ст. 79 НК РФ. Дело вновь дошло до суда, но тут Фортуна отвернулась - все суды налогоплательщику единодушно отказали указав «… буквальное толкование положений ст. 79 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что налог считается излишне взысканным при отсутствии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням» (Постановление ФАС СЗО от 05.06.2009 № А56-22782/2008).
Иными словами - что есть "излишне взысканный налог"? Это налог, который вообще не должен был быть начислен, но попал в бюджет, или это налог исчисленный правильно, но в бюджет он поступил с нарушением процедуры взыскания? Суды подошли к п. 5 ст. 79 НК РФ и избрали первый вариант толкования.
Дело дошло до ВАС, который (о чудо), передает дело на рассмотрение в Президиум ВАС, причем с великолепными формулировками (Определение ВАС РФ от 29.10.2009 г. № ВАС-10678/09).
Причем коллегия судей указала четко - «Незаконно списанная ... сумма пеней возвращена налогоплательщику ... как излишне взысканная.
Кто то скажет, что единообразная практика в данной ситуации не сформирована. Да может быть и так, однако мы считаем, что позиция ВАС РФ даже на уровне Определения достойная внимания, ну и соответственно применения.
Тем не менее загадка. Президиум по заявлению от 02.03.10 налогоплательщика надзорное производство прекратил в тот же день 02.03.10, выходит, что ходатайство было подано в день рассмотрения дела в Президиуме. Сложно сказать, что там могло такого произойти, чтобы налогоплательщик, пройдя такой долгий путь добровольно отказался от % в размере 7 млн. 344 тыс рублей? Может что-то пообещали, или пригрозили, или посулили?
У нас лет 8 назад был случай, когда 7 наших клиентов подали заявления о признании одного и того же Приказа ГТК и МНС незаконным. Мы, как объединяющее начало, вели все эти дела и по I инстанции все выиграли. Но потом на всех 7 клиентов был произведен комплексный наезд с предложениями - вы закрываете дело (т.е. отзываете все), а мы вам за это то-то и то-то. Каждому было пообещано что-то свое. Кого соблазнили быстрым возмещением НДС, кому закончить с 0 выездную проверку и т.д. Все семеро клиентов заявы отозвали (дело соответственно прекратили). Интересно то, что ВСЕХ, буквально ВСЕХ наших клиентов кинули.. Ни одно из обещаний выполнено не было. Вот так вот.
С тех пор мы всех своих клиентов всегда предупреждаем, договариваться с фискалами надо осторожно.