В соответствии со п. 9 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. О загадке такой временной разноски уплаты налога на имущество мы подробно говорили здесь, однако "тайна сроков" так и не была разгадана. Отмечу только, что платить налог именно два раза не обязательно, для ленивых налогоплательщиков есть возможность уплатить налог в полном объеме к 15 сентября и больше не вспоминать о своих налоговых обязательствах. Основанием к подобному совету может быть п. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которому налог можно уплатить авансом. Об этом, кстати, говорится и в письме Минфина РФ от 25.04.2007 № 03-05-05-01/15.
Так же отмечу, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона об урегулировании налоговой задолженности п. 9 ст. 5 изложен в новой редакции: "Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог". Только мне кажется федеральному законодателю надо не поправки вносить в Закон РФ, который был принят еще в декабре 1991 год, а принимать новую главу во вторую часть НК РФ, поскольку налога на имущество физических лиц остался единственным налогом в системе налогов России, взимание которого регулируется не НК РФ, а законом ельцинской эпохи. Хотя с другой стороны, если федеральный законодатель начнет коверкать этот налог, путем многократного расширения налоговой базы, о чем мы с вами говорили здесь, то, конечно же, пусть лучше остается старый закон.
Кстати по налогу на имущество физических лиц нам в компанию вопросов задают мало, наверное, из за того, что мы все таки больше ориентируемся на юридических лиц и ИП. Однако вчера на записи очередной программы "Налоговая консультация на "Эхо Москвы" в Екатеринбурге", мне вновь задали 2 самых распространенных вопроса по этому налогу: "Что делать, если из налоговой не приходят уведомления на уплату налога? Какая ответственность предусмотрена в этом случае для плательщика?".
Конечно, хочется надеяться на то, что таких вопросов в скором времени будет все меньше и меньше, т.к. ФНС России и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) 3 сентября 2010 года подписали Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене, согласно которому, цитирую: "Соглашением с 01.01.2011 г. вводится новый порядок информационного обмена между Росреестром и ФНС России и представление в виде единого информационного массива регламентированной информации Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости" (более подробно см. здесь).ИМХО это означает, что реестр по недвижимости будет хранится в 2-х местах, в Росреестре (который и будет этот реестр вести), и в ФНС России, подразделения которой будут исчислять на его основании все имущественные налоги.
Но это в будущем, а что делать сейчас? Подробно на вопрос я ответил в передаче, однако мне представляется, что если ИФНС вообще уведомление не направляла, то у физического лица сохраняется (если 3 года еще не истекли) только сама обязанность по уплате налога. Ни о каких пени и штрафах речь идти не может, т.к. налог на имущество налог окладной, который исчисляется налоговыми органами, а не плательщиками.
Если же уведомление направлялось, но налогоплательщик его по тем или иным причинам не получил, то здесь гражданин должен проявить инициативу и попытаться отыскать это уведомление в недрах ИФНС по месту нахождения недвижимости. Инициатива может быть проявлена в виде направления соответствующего письма в ИФНС с просьбой "оказать содействие" и повторно выдать уведомление. Подобная активность, как мне кажется, освободит в перспективе плательщика от взыскания штрафа (хотя штрафы там не велики, взыскиваются только по суду, поэтому есть надежда, что налоговики связываться с этим не будут, а рассчитают только пени и на этом успокоятся).
Что касается штрафа непосредственно, то его наложить могут только если физическое лицо, получив уведомление, злостно и налога будет уклоняться от уплаты. Вот только тогда ст. 122 НК РФ может сработать.
Вы спросите меня, почему я считаю, что физическое лицо должно проявлять активность в розыске уведомления, ведь в ст. 52 НК РФ (в старой редакции) указано, что его вручение - это головная боль налоговиков, а почту и правило "6-го дня" можно применять как крайнюю меру. К сожалению, разочарую коллег. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в Определении от 28 мая 2009 г. N 763-О-О: "...заявитель не лишен права при неполучении налогового уведомления до даты уплаты соответствующего налогового платежа самостоятельно обратиться в налоговый орган с просьбой (заявлением) о выдаче данного уведомления непосредственно на руки в том случае, если он заведомо знает, что будет отсутствовать по адресу, на который направляются документы". Типа, конституционная обязанность платить налоги перевешивает плохую работу налоговых органов.