Как сообщает сайт ФНС России, 8 сентября в г. Казани состоялась расширенная коллегия ФНС России, посвященная итогам работы Службы в первом полугодии 2010 года и основным задачам до конца текущего года. Более подробно, с пресс-релизом по этому поводу можно ознакомится здесь.
Я же хотел поделиться некоторыми своими мыслями после его прочтения.
Во-первых, меня озадачил состав присутствующих, тут тебе и депутаты ГосДумы, и приставы, и зам главного регистратора РФ, и представители Счетной палаты, Минэкономразвития и др. Насколько это типично для подобных мероприятий? С одной стороны, депутат А.М. Макаров традиционно присутствует на таких коллегиях, но с другой стороны 8 сентября ничего не было сказано о представителях Минфина. И обратите внимание о чем в заключении в своем докладе сказал М.В. Мишустин: "... в налоговых органах проводится работа по модернизации налоговой службы, которая предусматривает комплексный подход – от оптимизации рабочих процессов и совершенствования информационных технологий до оптимизации структуры налоговых органов и технического оснащения инспекций". Может быть действительно планируется реформирование ФНС, о чем мы писали здесь.
Во-вторых, обращает на себя внимание следующий пассаж в докладе М.В. Мишустина: "... показатели доходов федерального бюджета, установленные Службе, увеличены на 286 млрд. рублей, или на 10 %...". Позвольте, позвольте. Так еще несколько лет назад было объявлено, что для ФНС не устанавливается никаких план-заданий по сбору налогов, что налоговики только контролируют соблюдение налогового законодательства, а не выжимают налоги с плательщиков. А а сейчас получается, что все по прежнему и ФНС как и раньше получает План и идет его выполнять. А вы догадываетесь к кому они идут за выполнением Плана? Не к марсианам, не к американским людям, а к нам с вами, т.е. к российским налогоплательщикам. А что будет если план не выполнен? Правильно, скандал. Значит получается, что План должен выполняться любой ценой и ни о какой объективности в работе ФНС по прежнему не может быть и речи.
В-третьих, подтвердились мои предположения о том, что именно ФНС инициировала многие поправки в НК РФ по 229-ФЗ, в частности по установлению электронного документооборота, по отмене авансовых платежей по имущественным налогам физических лиц, по введению единого уведомления по уплате налогов физическими лицами и т.д. Данное обстоятельство также свидетельствует о том, что роль и значение ФНС повышаются и приобретают новое качество. Но с другой стороны, если ФНС стала автором всех "своих" новелл по 229-ФЗ, то как тогда туда попали положения о запрете повторного истребования документов в рамках встречных проверок, по приложению к акту проверки всего и вся, по ознакомлению с материалами проверки. Или это стало результатом какого-то компромисса между налоговиками и ... кем? Кто лоббировал интересы налогоплательщиков? Депутаты? Тогда кто из них конкретно?
И в-четвертых, бросается в глаза то обстоятельство, что налоговая служба очень активно выстраивает некую вертикаль тотального электронного контроля, в частности с регистрирующими госорганами идет только электронный документооборот, с Росреестром подписано соглашение о взаимодействии, с Минэкономразвития идет совместная работа по созданию Единого адресного реестра. Т.е. ФНС наводит порядок в информационной сфере, что конечно же повысит эффективность их налогового контроля.
Вообще читать пресс-релизы ФНС РФ очень занятно и я, наверное, буду и дальше не только их читать, как я делал и раньше, но и делиться с читателями результатами своего анализа. Может кто из читавших пресс-релиз тоже на что-то обратил внимание? Давайте обменяемся впечатлениями.