С внесением поправок данный пункт претерпевает сразу три существенных изменения.
Во-первых, устанавливается определенный круг субъектов, которым может быть передано требование о предоставлении документов: это руководитель организации или иной уполномоченный представитель либо физическое лицо или его законный или уполномоченный представитель. Соответственно, налоговый орган уже не вправе передать требование о предоставлении документов любому работнику организации, не имеющему полномочий на получение данного требования.
Во-вторых, вводится такой способ направления требования о предоставлении документов как передача в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Это потребует в свою очередь разработки и утверждения такого порядка ФНС России (о чем говорится в поправке к п. 2 комментируемой статьи). Кроме этого становится актуальным вопрос и об основаниях использования именно этого способа передачи требования.
В-третьих, устанавливается определенная последовательность способов направления требования о предоставлении документов, а также устанавливается презумпция получения такого требования на шестой день со дня его направления заказным письмом (т.н. «правило шестого дня»). Это означает, что налоговый орган не вправе изначально направить требование заказным письмом. Он должен сначала принять все необходимые меры для того, чтобы непосредственно (т.е. под расписку) вручить требование руководителю организации или иному уполномоченному представителю либо физическому лицу-налогоплательщику (его представителю). И только если такие меры не принесут результатов требование может быть направлено заказным письмом по почте.
При этом указание в статье на «правило шестого дня» не означает, что налогоплательщик не имеет права доказывать, что в действительности заказное письмо он смог получить в более поздний срок. На сегодняшний день Конституционным Судом РФ применительно к налоговому уведомлению (ст. 52 НК РФ) и требованию об уплате налога (ст. 69 НК РФ), срок получения которых также подпадает под «правило шестого дня», сформирована следующая правовая позиция: признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде (Определение КС РФ от 08.04.2010 г. № 468-О-О).
Представляется, что изложенную позицию КС РФ можно в полной мере распространить и на требования о предоставлении документов, поскольку во всех случаях речь идет об одной и той же правовой конструкции.
Таким образом, можно признать, что в целом внесенные поправки улучшают положение налогоплательщиков при проведении налоговым органом мероприятий по истребованию документов.
П. 2 ст. 93 изложен в новой редакции
Применительно к данному пункту также произошли заметные изменения. Обращают на себя внимание два момента. Во-первых, устанавливается новый способ представления в налоговый орган истребуемых документов, а именно – передача в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. И в данном случае (как и в предыдущем) для реализации этой новеллы на практике потребуется утверждение ФНС России соответствующего порядка направления документов в электронном виде.
Во-вторых, из комментируемого пункта исчезло упоминание о том, что направляемые документы должны быть заверены подписью руководителя организации или иного уполномоченного лица, а также печатью этой организации. Это дает основание полагать, что такие документы могут быть заверены любым работником организации с соблюдением общих правил документооборота, а отсутствие печати на них не сможет быть поводом для отказа в принятии этих документов или основанием полагать, что требование о предоставлении документов налогоплательщиком исполнено ненадлежащим образом (или не исполнено вовсе).
!!!ОБРАЩАЕМ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!!!
Несмотря на то обстоятельство, что положения ст. 93 НК РФ вступили в силу с 02 сентября 2010 года, реально электронный документооборот может заработать только тогда, когда ФНС РФ, в соответствии абз. 4 п. 2 ст. 93 НК РФ разработают порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. До того момента, пока данные нормативные акты не будет приняты в установленном порядке и не вступят в силу, фактически сохраняется прежний документооборот, предусмотренный ст. 93 НК РФ.Абз. 1 п. 3 ст. 93 слово «вручения» заменено словом «получения»
Поправка носит юридико-технический характер. Ее принятие связано с тем, что вручение не является единственным способом передачи налогоплательщику требования о предоставлении документов. Помимо этого, как уже сказано выше, есть такие способы как направление заказным письмом или посредством использования телекоммуникационных каналов связи.
П. 5 ст. 93 изложен в новой редакции
В норму, предоставляющую налогоплательщикам защиту от повторного истребования у них одних и тех же документов, вносится дополнение о том, что и при проведении иных мероприятий налогового контроля (и в первую очередь идет здесь о встречных налоговых проверках) налоговые органы не вправе требовать ранее представленные в их адрес документы.
Абз. 1 п. 3 ст. 93.1 исключено слово «письменное»
Данной поправкой, с одной стороны, упрощается документооборот между налоговыми органами при проведении «встречных» проверок. Можно предположить, что и между налоговыми органами такие поручения будут направляться в электронном виде. В этом случае, как можно сделать вывод из содержания следующей поправки, такое поручение должно быть направлено налогоплательщику тоже в электронном виде (либо его бумажная копия, распечатка). Ведь Кодекс сохранил обязанность налогового органа по приложению поручения об истребовании документов к требованию о предоставлении документов в рамках «встречной» проверки.
П. 4 ст. 93.1 дополнен новым предложением
Указанной поправкой законодатель уравнял порядок и способы направления требования о предоставлении документов в рамках «встречной» проверки с аналогичным требованием в рамках камеральной или выездной проверки. Это означает, что все те новеллы, о которых речь шла выше (в комментарии к п. 1 ст. 93 НК РФ) в полной мере можно распространить и на «встречные» проверки. То есть, и круг субъектов, которым может быть вручено под расписку требование о предоставлении документов, и возможность использования телекоммуникационных каналов связи для направления этого требования, и условия использования такого способа для направления требования как отправка заказным письмом, и «правило шестого дня» при такой отправке, – все совпадает как при проведении «встречных» проверок, так и камеральных и выездных.
Абз. 3 п. 5 ст. 93.1 изложен в новой редакции
И снова законодатель проводит сближение правового регулирования в рамках «встречных» и иных проверок. На этот раз на «встречные» проверки распространена норма, защищающая налогоплательщиков от повторного истребования документов в рамках камеральных и выездных проверок.
Вот только может возникнуть вопрос, имеется ли в виду здесь недопустимость повторного требования о предоставлении документов в рамках встречной проверки, если ранее эти документы уже представлялись в рамках так же встречной проверки, или же данную поправку можно толковать максимально широко, например, понимать ее как установление запрета на истребование документов в рамках встречной проверки, если ранее эти документы уже предоставлялись в порядке не только ст. 93.1 НК РФ, но и в рамках ст. 93 НК РФ.
Думается, что по данному вопросу в будущем не исключено возникновение споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, и только судебная практика сможет дать ответ на поставленный вопрос.
Вступление в силу: положение вступает в силу со 2 сентября 2010 года, но применяется в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2011 года!!!
(продолжение следует)