В данном случае законодатель исключил норму о вручении налогоплательщику решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, в результате чего указанная статья оказалась целиком посвященной срокам и порядку направления налогоплательщику решений о принятии и об отмене обеспечительных мер (хотя следовало бы упомянуть в этом случае и о замене одной меры на другую). Исключение нормы о вручении нормы о вручении решения, по всей видимости, связано с тем, что необходимость такого вручения следует из абз. 1 п.9 ст. 101 НК РФ (хотя при этом и отсутствует конкретизация способов такого вручения – под расписку или иной способ, свидетельствующий о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения).
Абз. 2 п. 13 ст. 101 в прежней редакции отсутствовал
Законодатель продолжает расширять перечень актов налоговых органов, направляемых налогоплательщику с использованием правила «шестого дня». Теперь оно распространяется и на решения о принятии или об отмене обеспечительных мер. Правда в отличие от направления решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки указанные решения направляются заказным письмом не только в случаях, когда непосредственно вручить их налогоплательщику не представляется возможным, но и во всех остальных, когда налоговый орган посчитает целесообразным для себя такой способ направления.
П. 1 ст. 101.4 изложен в новой редакции
Указанная поправка, во-первых, вносит определенное изменение в налоговоправовую терминологию. Понятие «налоговое правонарушение» заменяется понятием «нарушение законодательства о налогах и сборах». В принципе, значение каждого из понятий является одним и тем же, но при внимательном анализе обнаруживается, что понятие «нарушение законодательства о налогах и сборах» шире чем «налоговое правонарушение» (то есть они соотносятся между собой как общее и частное).
Во-вторых, отсылочная норма к конкретным статьям, содержащих составы налоговых правонарушений (ст.ст. 120, 122 и 123 НК) заменяется отсылочной нормой к порядку рассмотрения дел об этих правонарушениях. Таким образом, более четко очерчивается закрепление в НК РФ двух различных процедур рассмотрения дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В-третьих, устанавливается конкретный (10-дневный) срок для составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о вышеназванных нарушениях, что снижает возможность для налоговых органов растягивать до бесконечности составление такого акта и вносит определенную конкретику в отношения между налоговым органом и налогоплательщиком.
П. 2 ст. 101.4 изложен в новой редакции
Поправка носит скорее технический характер, поскольку смысл понятий «санкция за налоговое правонарушение» и «налоговая санкция» является одним и тем же. Можно, правда, рассматривать понятие «налоговая санкция» и как санкцию за нарушение законодательства о налогах и сборах (а не просто за налоговое правонарушение), и если понятия «ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах» и «ответственность за налоговое правонарушение» соотносятся между собой как общее и частное (о чем говорилось в комментарии к предыдущей поправке), то упоминание именно о налоговой санкции в новой редакции комментируемой статьи представляется вполне логичным.
Абз. 1 п. 8 ст. 101.4 изложен в новой редакции
Помимо установления срока для составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) законодатель предусмотрел и срок для вынесения налоговым органом решения по итогам рассмотрения такого акта и материалов к нему. Этот срок составляет 10 дней с момента истечения срока на представления налогоплательщиком возражений на указанный акт и совпадает со сроком рассмотрения самого акта об обнаружении нарушений. При этом срок для вынесения решения по итогам рассмотрения акта и материалов к нему является одинаковым для дел, рассматриваемых в порядке ст. 101 НК РФ и дел, которые рассматриваются в порядке ст. 101.4 НК РФ.
П. 10 ст. 101.4 изложен в новой редакции
Поправка конкретизирует порядок сроки и порядок направления требования об уплате пеней и штрафа на основании решения о привлечении к налоговой ответственности, вынесенного в порядке ст. 101.4 НК РФ. Теперь указанные сроки и порядок являются общими для всех требований независимо о того, в каком порядке рассматривалось дело о нарушении законодательства о налогах и сборах (в порядке ст. 101 НК РФ или в порядке ст. 101.4 НК РФ).
(продолжение следует)