Ст. 116 изложена в новой редакции
Внесенные поправки, во-первых, объединили в одной статье составы правонарушений, ранее предусмотренных статьями 116 и 117 Кодекса (в связи с этим изменилось и название комментируемой статьи), во-вторых, увеличили размеры налоговых санкций за совершение этих правонарушений.
По сравнению с прежней редакцией статьи, отсутствует дифференциация размера налоговых санкций в зависимости от длительности нарушения. В итоге применительно к составу нарушения, предусмотренному п. 1 ст. 116, размер налоговой санкции равен максимальному размеру этой санкции, установленному прежней редакцией ст. 116 Кодекса, а именно 10 000 рублей.
Применительно к составу нарушения, предусмотренному п. 2 ст. 116, размер налоговой санкции состоит из постоянной части, которая осталась в том же размере, что и максимальный размер санкции, ранее предусмотренный ст. 117 Кодекса, и из переменной части, однако по сравнению с той же ст. 117 величина этой части уменьшена с 20 до 10% от суммы доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет.
Обращает на себя внимание и то, что прежняя редакция ст. 117 Кодекса не содержала упоминания о том, что нарушением является отсутствие постановки на учет по любому из оснований, предусмотренных Кодексом, а сейчас в новой редакции п. 2 ст. 116 Кодекса этот момент учтен.
Ст. 117 утратила силу
Согласно новой редакции Кодекса ст. 117 утратила силу вследствие включения ранее содержавшегося в ней состава нарушения в ст. 116 Кодекса.
Кстати говоря, по нашему мнению ст. 117 НК РФ перестала реально действовать после установления заявительного порядка постановки на налоговый учет, введенного в 2004 году Федеральным законом РФ от 23 декабря 2003 года № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Мы считаем, что нормой ст. 117 НК РФ была предусмотрена ответственность за конкретное деяние – ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Именно в результате непостановки организации на налоговый учет у налоговых органов отсутствует возможность получать информацию о налогоплательщике и проводить мероприятия налогового контроля. Но если сама организация, как таковая, уже состоит на учете в налоговых органов и находится под контролем со стороны последних, то применять данную ответственность фактически "за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по одному из оснований, предусмотренных положениями ст. 83 НК РФ", неправомерно (постановление ФАС СЗО от 31.06.2001 № А56-8711/01).
С 1 января 2004 года по 2 сентября 2010 года обязанность становиться на налоговый учет осталась только за организациями, имеющими обособленные подразделения (ст. 3 Федерального закона № 185-ФЗ). Кроме того, такая обязанность была за лицами, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, подпадающей под налогообложение ЕНВД (п. 2 ст. 326.48 НК РФ).
Следовательно, субъектом ответственности, предусмотренной ст. 117 НК РФ, теоретически могли быть только указанные лица. Учитывая, что со 2 сентября 2010 года Федеральным законом № 229-ФЗ изменен порядок постановки на учет организации, имеющие обособленные подразделения, то можно предположить, что п. 2 ст. 116 НК РФ, т.е. в новых условиях порядка регистрации субъектов предпринимательства и постановки их на налоговый учет, ее применение фактически невозможно. Конструкция данной статьи рассчитана на ситуации, когда организация вообще не состоит на налоговом учете, вследствие чего не сдает отчетность и не уплачивает налоги с получаемых доходов.
(продолжение следует)