Страницы

понедельник, 25 октября 2010 г.

Выпуск 18. Читаем № 229-ФЗ «Новое в порядке применения налоговой ответственности при нарушении порядка налогового декларирования»

Ст. 119 изложена в новой редакции

Как и при изложении в новой редакции п. 1 ст. 116 Кодекса законодатель и здесь отменил дифференциацию размера налоговых санкций в зависимости от длительности нарушения срока представления в налоговой декларации. При этом минимальная планка штрафа за указанное нарушение увеличена с символических ста до тысячи рублей.
Но самое главное, штраф, подлежащий уплате на основании данной статьи, взыскивается теперь не на основании суммы, подлежащей уплате по декларации, а от фактически неуплаченной суммы. То есть, для налогоплательщиков сумма штрафа может оказаться меньше чем ранее, если до момента обнаружения указанного нарушения он успеет уплатить сумму налога на основании этой декларации.


Вместе с тем снова может возникнуть вопрос о том, обязан ли налогоплательщик уплачивать минимальный штраф (1000 рублей) в случае подачи им «нулевой» декларации. На сегодняшний Президиум ВАС считает, что прямое указание Кодекса на сумму минимального штрафа юридически «перевешивает» арифметическую невозможность исчисления процентов от нулевого показателя (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 г. № 418/10). Вот только, если раньше при подаче нулевой декларации для применения ст. 119 Кодекса имел значение только один показатель, то теперь их станет два.

Ст. 119.1 в прежней редакции отсутствовала

Кодекс впервые устанавливает ответственность за нарушение порядка представления налоговой декларации (расчета). Речь идет о тех случаях, когда Кодексом предусмотрен порядок представления декларации в электронном виде, но он по тем или иным причинам нарушается налогоплательщиком.
Ранее в судебной практике под нарушением порядка понималось нарушение формы (вида) представления декларации (в частности, представление ее на бумажном носителе вместо направления в электронном виде), а также способа передачи (вместо электронной связи по почте). Сейчас понятия «вид декларации» и «способ представления декларации» законодателем более менее четко разграничены. Но содержание статьи все же оставляет вопрос о том предусматривает ли она ответственность за несоблюдение, как формы декларации, так и порядка ее представления или же только за несоблюдение самого порядка представления декларации в электронном виде (несоблюдение формата или структуры файла и т.п.).
Будет ли, например, при втором варианте считаться нарушением представление декларации хоть и в электронном виде, но не по телекоммуникационным каналам связи (например, на дискете, флэш-накопителе).
Представляется, что все эти вопросы должны найти ответ либо в разъяснениях Минфина РФ либо в судебной практике.
(продолжение следует)