вторник, 5 октября 2010 г.

Выпуск № 6. Читаем № 229-ФЗ «Новое в списании налоговой задолженности и новые требования к банкам»

(продолжение, начало см. Выпуск 1, Выпуск 2, Выпуск 3  и последующие см. здесь).


Ст. 59 изложена в новой редакции

Изложение в новой редакции ст. 59 НК РФ преподносилось разработчиками как одно из самых центральных идей всего Федерального закона № 229-ФЗ. Дело в том, что ст. 59 НК РФ в ранее действующей редакции была одной из самых «незаконченных», поскольку груз накопленных проблем практического характера уже имел критический характер.
Одной из главных задач изложения данной статьи в новой редакции было стремление придать ей прямое действие, повысить статус, содержащихся в ней норм об основаниях для признания безнадежными недоимок, задолженности по пеням и штрафам. До настоящего времени указанные нормы носили отсылочный характер и к тому же касались (как видно из прежнего названия статьи) лишь списания задолженности по налогам и сборам. Порядок признания безнадежными ко взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам регулировался Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 г. № 100.
Другой, не менее важной задачей внесения изменений стало устранение неопределенности в вопросе о статусе задолженности по налогам, с момента истечения срока уплаты которой истек трехлетний срок. Как известно, Кодекс предусматривает трехлетний срок давности глубины налогового контроля, и, соответственно, задолженность по налогам, возникшая в периоды, которые уже не могли быть охвачены налоговой проверкой, не может быть взыскана, даже если налоговому органу стало известно о ее наличии или было известно и ранее, а сама сумма задолженности отражалась в лицевом счете налогоплательщика.
Такое положение дел нарушало права налогоплательщиков, поскольку при выдаче налоговыми органами справок о расчете с бюджетом в них продолжала фигурировать сумма задолженности по налогам, даже если суды отказывали в ее принудительном взыскании в связи с истечением трех лет с момента ее образования. Это в свою очередь негативно влияло на возможности налогоплательщиков по ведению своей хозяйственной деятельности, например, при получении кредитов, участии в конкурсах, тендерах и т.п.
С принятием указанных изменений данная проблема должна получить свое разрешение. Одним из оснований для списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам теперь будет являться принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Кроме того, в новой редакции статьи перечень оснований для списания недоимок, задолженности по пеням и штрафам стал открытым.
Правда, Кодекс так и не установил конкретный срок давности для взыскания задолженности по налогам. Судебная же практика приходит к выводу о том, что этот срок составляет три года, лишь на основании системного анализа ряда норм Кодекса (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 г. № 13084/07).

П. 4.1 ст. 60 изложен в новой редакции

Поправка приводит терминологию, ранее использованную в данной статье, в соответствие с положениями Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которые различает понятия «аннулирование» и «отзыв» лицензии. Первое из них используется в случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников). Второе – в случае нарушения банком действующего законодательства или несоответствия его требованиям, предъявляемым законодательством к банкам и осуществляемой ими деятельности.


П. 4.2 ст. 60 в прежней редакции отсутствовал

Статья дополняется новым пунктом, которым фактически вводится новый ненормативный акт налогового органа – требование к банку о перечислении налога в бюджетную систему. Как известно, на практике в ряде случаев имеет место проблема т.н. «зависших» платежей, когда денежные средства на уплату налога списываются по поручению налогоплательщи-ка, но не перечисляются в бюджет (в частности, по причине отсутствия денежных средств на корреспондентском счете самого банка), и возникает ситуация, когда и обязанность налогоплательщика по уплате налога в бюджет считается исполненной, и в то же время бюджет недополучает соответствующие денежные средства.
Поправка призвана установить определенное регулирование действий налогового органа в такой ситуации. В банк направляется требование, причем исключительно в электронном виде (еще один пример использования электронного документооборота). Установлен и конкретный предельный срок для направления такого требования, который составляет 3 месяца со дня выявления неперечисленной в бюджет суммы налога.

(продолжение следует)