(продолжение, начало см. Выпуск 1, Выпуск 2, Выпуск 3 и последующие см. здесь).
П. 1 ст. 73 изложен в новой редакции
Поправка вносит уточнение о том, что залог имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога может применять-ся не только в случае изменения сроков исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, но и в иных случаях, предусмотренных Кодексом. Так, из п. 11 ст. 101 Кодекса следует, что залог может применяться также и в качестве альтернативы обеспечительным мерам, принимаемым на стадии вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. При этом порядок оформления залога в качестве обеспечительной меры является аналогичным порядку, закрепленному в ст. 73 Кодекса.
Абз. 1 п. 3 ст. 75 дополнен словами: «если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса»
Поправка предусматривает исключение из правила о том, что пени могут начисляться со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты налога. Указанное исключение со-держится в главе 26.1 Кодекса, регулирующей порядок исчисления и уп-латы единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Законодатель не стал использовать отсылку к конкретной статье указанной главы, хотя послед-няя в свою очередь содержит два специальных основания для уплаты пе-ней: утрата права на применение специального режима в виде ЕСХН (абз. 3 п. 4 ст. 346.3 НК РФ) и досрочная реализация основных средств с перерасчетом суммы амортизационных отчислений (абз. 8 подп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ).
Абз. 2 п. 3 ст. 75 изложен в новой редакции
Поправка уточняет условия, при которых в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика на сумму недоимки не начисляются пени. Согласно прежней редакции они не начислялись в случае, если налогоплательщик не мог погасить сумму недоимки в случае приостановления операций по счетам, независимо от того, кто принял соответствующее решение – налоговый орган или суд. В соответствии с новой редакцией пени не начисляются только в случае, если решение о приостановление операций по счетам вынес суд. Если же такое решение принимает налоговый орган, то пени начисляются на общем основании.
Абз. 2 п. 8 ст. 75 дополнен словами: «представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом)»
Поправка носит уточняющий характер. Законодатель конкретизирует перечень лиц, в результате предоставления которыми недостоверной информации для ответа уполномоченных органов на запрос о разъяснениях тех или иных положений законодательства о налогах и сборах, эти лица освобождаются от уплаты пеней. Такими лицами являются как налогоплательщики, так и плательщики сборов и налоговые агенты.
Абз. 1 п. 1 ст. 76 дополнен словами: «и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса»
Смысл данной поправки состоит в перечислении в том, что приостановление операций по счетам не во всех случаях применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Но если раньше о таком исключении упоминалось лишь для случаев нарушения срока предоставления налоговой декларации, то теперь и применительно к принятию обеспечительных мер в порядке п. 2 п. 10 ст. 101 Кодекса (то есть при вы-несении налоговым органом решения по результатам налоговой проверки).
П. 5 ст. 76 изложен в новой редакции
Поправка конкретизирует форму сообщения банком налоговому органу информации об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Такое сообщение будет осуществляться в электронном виде после утверждения Центробанком России по согласованию с ФНС России форматов и порядка направления банком налоговому органу соответствующих данных.
Абз. 3 п. 7 ст. 76 в прежней редакции отсутствовал
Поправка направлена на то, чтобы предотвратить «разблокировку» налогоплательщиком своего расчетного счета в случае изменения наименования налогоплательщика и (или) реквизитов его расчетного счета. Теперь приостановление операций по счетам продолжит распространяться применительно к налогоплательщику и в случае изменения им своего на-именования или реквизитов счета, по которому приостановлены операции.
Абз. 3 п. 9 ст. 76 дополнен новым предложением
Поправка конкретизирует срок и способ направления банком налоговому органу информации об остатках денежных средств налогоплательщика на расчетном счете в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления об отмене приостановления операций по счетам в связи с достаточностью денежных средств на каком-либо одном или не-скольких счетах для исполнения решения налогового органа о приостановлении операций. Информация передается в электронном виде не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.
Таким образом, установлен специальный срок для ответа банка на запрос налогового органа, который по общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 86 Кодекса составляет 5 рабочих дней.
П. 9.1 ст. 76 изложен в новой редакции
Поправка конкретизирует перечень оснований для отмены приостановления операций по счетам. Все основания (как и раньше) условно можно разделить на две группы: предусмотренные Кодексом и предусмотренные иными федеральными законами. Но применительно ко второй группе поправка вносит уточнение о том, что в этих случаях принятия налоговым органом специального решения об отмене приостановления операций по счетам не требуется.
Кодекс предусматривает такие основания для отмены приостановления операций по счетам как представление налогоплательщиком ранее не представленной налоговой декларации; погашение налоговых обязательств в результате принудительного взыскания с налогоплательщика сумм недоимки, пеней и штрафов; указание налогоплательщиком счета (счетов) на которых содержится достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога; при отмене приостановления операций по счетам как обеспечительной меры (п. 10 ст. 101 НК РФ).
Можно было бы упомянуть и п. 11 ст. 101 Кодекса, где говорится о замене обеспечительных мер, так как и в этом случае приостановление операций по счетам фактически тоже отменяется, но законодатель не сделал отсылки на указанную норму.
Из оснований отмены приостановления операций по счетам, предусмотренным другими законами, можно отметить, в частности, введение конкурсного производства на основании ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Не исключена отмена приостановления операций по счетам и на основании определения суда (арбитражного суда), вынесшего ранее определение о приостановлении операций по счетам в качестве меры обеспечения иска.
Абз. 2 п. 9.2 ст. 76 в прежней редакции отсутствовал
Поправка является одной из позитивных для налогоплательщиков новелл Кодекса. Если ранее налогоплательщик имел право на получение процентов в случае несвоевременной отмены приостановления операций по счетам, то теперь он имеет такое же право и в случае необоснованного приостановления этих операций. Проценты подлежат начислению за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по этим счетам.
В данном случае, однако, можно предположить, что оценка «неправо-мерного приостановления» должна быть не субъективной, а объективной, когда выводы об имевшем место факте неправомерного приостановления операций по счету делает или вышестоящий налоговый орган, или прокуратура, или суд.
Абз. 3 п. 9.2. ст. 76 в прежней редакции отсутствовал
Данная поправка принята в развитие предыдущей. Как в случае не-своевременной отмены приостановления операций по счетам, так и в случае необоснованного приостановления операций по счетам процентная ставка при исчислении процентов равна ставке рефинансирования Центробанка РФ, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций или нарушения срока отмены решения о приостановлении операций по счетам.
П. 12 ст. 76 изложен в новой редакции
Поправка уравнивает налогоплательщиков-организации с организациями – плательщиками сбора и налоговыми агентами, а также с индивидуальными предпринимателями – налогоплательщиками, плательщиками сбора и налоговыми агентами, частнопрактикующими нотариусами и адвокатами, в части запрета, установленного для банка открывать налогоплательщику новые счета в этом банке при наличии действующего решения о приостановлении операций по счетам.
Абз. 3 п. 13 ст. 77 в прежней редакции отсутствовал
Поправка обеспечивает право налогоплательщика на информацию об отмене ранее принятого налоговым или таможенным органом решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика. Указанному праву корреспондирует обязанность налогового (таможенного) органа в течение 5 дней после принятия решения о снятии ареста известить об этом налогоплательщика.
П. 1 ст. 73 изложен в новой редакции
Поправка вносит уточнение о том, что залог имущества как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога может применять-ся не только в случае изменения сроков исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, но и в иных случаях, предусмотренных Кодексом. Так, из п. 11 ст. 101 Кодекса следует, что залог может применяться также и в качестве альтернативы обеспечительным мерам, принимаемым на стадии вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. При этом порядок оформления залога в качестве обеспечительной меры является аналогичным порядку, закрепленному в ст. 73 Кодекса.
Абз. 1 п. 3 ст. 75 дополнен словами: «если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса»
Поправка предусматривает исключение из правила о том, что пени могут начисляться со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах днем уплаты налога. Указанное исключение со-держится в главе 26.1 Кодекса, регулирующей порядок исчисления и уп-латы единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Законодатель не стал использовать отсылку к конкретной статье указанной главы, хотя послед-няя в свою очередь содержит два специальных основания для уплаты пе-ней: утрата права на применение специального режима в виде ЕСХН (абз. 3 п. 4 ст. 346.3 НК РФ) и досрочная реализация основных средств с перерасчетом суммы амортизационных отчислений (абз. 8 подп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ).
Абз. 2 п. 3 ст. 75 изложен в новой редакции
Поправка уточняет условия, при которых в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика на сумму недоимки не начисляются пени. Согласно прежней редакции они не начислялись в случае, если налогоплательщик не мог погасить сумму недоимки в случае приостановления операций по счетам, независимо от того, кто принял соответствующее решение – налоговый орган или суд. В соответствии с новой редакцией пени не начисляются только в случае, если решение о приостановление операций по счетам вынес суд. Если же такое решение принимает налоговый орган, то пени начисляются на общем основании.
Абз. 2 п. 8 ст. 75 дополнен словами: «представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом)»
Поправка носит уточняющий характер. Законодатель конкретизирует перечень лиц, в результате предоставления которыми недостоверной информации для ответа уполномоченных органов на запрос о разъяснениях тех или иных положений законодательства о налогах и сборах, эти лица освобождаются от уплаты пеней. Такими лицами являются как налогоплательщики, так и плательщики сборов и налоговые агенты.
Абз. 1 п. 1 ст. 76 дополнен словами: «и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса»
Смысл данной поправки состоит в перечислении в том, что приостановление операций по счетам не во всех случаях применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Но если раньше о таком исключении упоминалось лишь для случаев нарушения срока предоставления налоговой декларации, то теперь и применительно к принятию обеспечительных мер в порядке п. 2 п. 10 ст. 101 Кодекса (то есть при вы-несении налоговым органом решения по результатам налоговой проверки).
П. 5 ст. 76 изложен в новой редакции
Поправка конкретизирует форму сообщения банком налоговому органу информации об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Такое сообщение будет осуществляться в электронном виде после утверждения Центробанком России по согласованию с ФНС России форматов и порядка направления банком налоговому органу соответствующих данных.
Абз. 3 п. 7 ст. 76 в прежней редакции отсутствовал
Поправка направлена на то, чтобы предотвратить «разблокировку» налогоплательщиком своего расчетного счета в случае изменения наименования налогоплательщика и (или) реквизитов его расчетного счета. Теперь приостановление операций по счетам продолжит распространяться применительно к налогоплательщику и в случае изменения им своего на-именования или реквизитов счета, по которому приостановлены операции.
Абз. 3 п. 9 ст. 76 дополнен новым предложением
Поправка конкретизирует срок и способ направления банком налоговому органу информации об остатках денежных средств налогоплательщика на расчетном счете в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления об отмене приостановления операций по счетам в связи с достаточностью денежных средств на каком-либо одном или не-скольких счетах для исполнения решения налогового органа о приостановлении операций. Информация передается в электронном виде не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.
Таким образом, установлен специальный срок для ответа банка на запрос налогового органа, который по общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 86 Кодекса составляет 5 рабочих дней.
П. 9.1 ст. 76 изложен в новой редакции
Поправка конкретизирует перечень оснований для отмены приостановления операций по счетам. Все основания (как и раньше) условно можно разделить на две группы: предусмотренные Кодексом и предусмотренные иными федеральными законами. Но применительно ко второй группе поправка вносит уточнение о том, что в этих случаях принятия налоговым органом специального решения об отмене приостановления операций по счетам не требуется.
Кодекс предусматривает такие основания для отмены приостановления операций по счетам как представление налогоплательщиком ранее не представленной налоговой декларации; погашение налоговых обязательств в результате принудительного взыскания с налогоплательщика сумм недоимки, пеней и штрафов; указание налогоплательщиком счета (счетов) на которых содержится достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога; при отмене приостановления операций по счетам как обеспечительной меры (п. 10 ст. 101 НК РФ).
Можно было бы упомянуть и п. 11 ст. 101 Кодекса, где говорится о замене обеспечительных мер, так как и в этом случае приостановление операций по счетам фактически тоже отменяется, но законодатель не сделал отсылки на указанную норму.
Из оснований отмены приостановления операций по счетам, предусмотренным другими законами, можно отметить, в частности, введение конкурсного производства на основании ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Не исключена отмена приостановления операций по счетам и на основании определения суда (арбитражного суда), вынесшего ранее определение о приостановлении операций по счетам в качестве меры обеспечения иска.
Абз. 2 п. 9.2 ст. 76 в прежней редакции отсутствовал
Поправка является одной из позитивных для налогоплательщиков новелл Кодекса. Если ранее налогоплательщик имел право на получение процентов в случае несвоевременной отмены приостановления операций по счетам, то теперь он имеет такое же право и в случае необоснованного приостановления этих операций. Проценты подлежат начислению за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по этим счетам.
В данном случае, однако, можно предположить, что оценка «неправо-мерного приостановления» должна быть не субъективной, а объективной, когда выводы об имевшем место факте неправомерного приостановления операций по счету делает или вышестоящий налоговый орган, или прокуратура, или суд.
Абз. 3 п. 9.2. ст. 76 в прежней редакции отсутствовал
Данная поправка принята в развитие предыдущей. Как в случае не-своевременной отмены приостановления операций по счетам, так и в случае необоснованного приостановления операций по счетам процентная ставка при исчислении процентов равна ставке рефинансирования Центробанка РФ, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций или нарушения срока отмены решения о приостановлении операций по счетам.
П. 12 ст. 76 изложен в новой редакции
Поправка уравнивает налогоплательщиков-организации с организациями – плательщиками сбора и налоговыми агентами, а также с индивидуальными предпринимателями – налогоплательщиками, плательщиками сбора и налоговыми агентами, частнопрактикующими нотариусами и адвокатами, в части запрета, установленного для банка открывать налогоплательщику новые счета в этом банке при наличии действующего решения о приостановлении операций по счетам.
Абз. 3 п. 13 ст. 77 в прежней редакции отсутствовал
Поправка обеспечивает право налогоплательщика на информацию об отмене ранее принятого налоговым или таможенным органом решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика. Указанному праву корреспондирует обязанность налогового (таможенного) органа в течение 5 дней после принятия решения о снятии ареста известить об этом налогоплательщика.
(продолжение следует)