Одним из положительных моментов Федерального закона № 229-ФЗ, принятого летом 2010 года, явилось то, что с 1 января 2011 года, в отношении налоговых органов введена санкция за незаконную блокировку банковского счета налогоплательщика - будут взиматься % по ставке ЦБР на сумму замороженных средств (абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Об этом я уже писал здесь. Однако как мне кажется, законодатель начал не с того конца. Наказывать рублем налоговиков за беспредел, конечно же надо, однако лучше бы законодатель глянул на проблему более пристально и начал бы с того, что вообще затруднил бы налоговым инспекциям произвольно арестовывать счета. А то наказывать налоговиков бюджетным же, а на своим личным рублем мне кажется малоэффективным.
И вот недавно, ТПП России сделала очень интересное предложение о том, что нормы НК РФ, касающиеся порядка блокировки счетов организаций нужно изменить. В частности, ТПП констатирует, что такая чувствительная для бизнеса обеспечительная мера как арест счетов до сих пор имеет серьезные недостатки. В настоящее время, блокировка счетов используется не как обеспечительная мера, призванная создать гарантии взыскания доначисленных сумм, а как мера принуждения к их уплате. В то же время, требуемые суммы, как правило, оспариваются в суде, что в результате приводит к понуждению налогоплательщиков уплачивать в бюджет спорные суммы. С точки зрения ТПП, право на блокировку счета налоговая инспекция должна получать лишь по истечении 10 рабочих дней после того, как налогоплательщику вручат уведомление о неполучении декларации.
Я полностью солидарен со своими коллегами из ТПП, добавлю только, что можно предложить и другие страховочные для бизнеса меры, например, для того, чтобы блокировать счет налоговая инспекция должна получить санкцию прокурора, или более того, можно арестовывать счета через судебное обращение в суд. Короче вариантов много, было бы у законодателя желание.