Недавно, в своем посте от 16 ноября я проанонсировал дело, которое рассматривал Конституционный Суд РФ по вопросу конституционности «принудительной» по сути приватизации арендуемого муниципального имущества. И вот только что стал известен первый результат рассмотрения.
Вот подробности, 20 декабря 2010 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности норм закона об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые нормы не предполагают произвольной и
безвозмездной передачи предпринимателям муниципального имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, поэтому Конституции России не противоречат.
Если подробнее, то дело выглядит так.
В поддержку малого и среднего бизнеса законодатель предоставил арендаторам государственной и муниципальной недвижимости право требовать продажи им этого имущества по рыночной цене, определяемой расчётным образом, то есть не на торгах. При получении такого заявления органы исполнительной власти обязаны обеспечить оценку арендуемого имущества и продать его на условиях, законом установленных.
Интересна история вопроса. Более десяти лет индивидуальный предприниматель Татьяна Удод арендует муниципальное помещение (кафе «Бирюза»). В июне 2009 года она обратилась в администрацию Благовещенска с заявлением о его выкупе, но получила отказ в связи с тем, что помещение не включено администрацией в план приватизации муниципального имущества и соответственно не может быть передано предпринимателю. Татьяна Удод оспорила этот отказ в Арбитражном суде Амурской области, который в январе 2010 года признал ее требования законными и обязал городскую администрацию совершить действия, необходимые для приватизации спорного помещения.
Заявителем по делу выступила – администрация Благовещенска, которая указала на то, что Конституция РФ гарантирует местному самоуправлению самостоятельность в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Администрация полагает, что обязывая местное самоуправление передавать муниципальное имущество предпринимателям без согласия собственника, нормы спорного закона несоразмерно ограничивают право муниципальной собственности, имущественную самостоятельность муниципалитетов, ставят их в неравное положение с другими собственниками, чем и противоречат статьям 8 (ч. 2), 12, 130 (ч. 1), 132 (ч. 1) и 133 Конституции РФ.
20 декабря 2010 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности положений части 8 статьи 4 и частей 2-4 статьи 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Решение вынесено по делу, которое Конституционный Суд России рассмотрел 28 октября 2010 года по жалобе администрации города Благовещенска.
Суд пришел к выводу, что оспариваемые нормы не предполагают произвольной и безвозмездной передачи предпринимателям муниципального имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, поэтому Конституции РФ не противоречат.
Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судьей-докладчиком по делу был АРАНОВСКИЙ Константин Викторович