9 февраля в ГосДуму внесен законопроект " О внесении изменений в ст.18 части 1, часть 2 НК РФ, некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ". Суть проекта - замена ЕНВД на патентную систему налогообложения. Мое отношение к законопроекту - резко отрицательное.
Первый вопрос: «Зачем отменять ЕНВД и заменять его на патент?». Кто об этом просил? В настоящий момент системой ЕНВД пользуется 2.8 млн. компаний и ИП, которые с 2003 года (а некоторые и с 1998 года) как-то более менее приспособились к этому режиму, муниципальные власти как-то разобрались что это за система, да и судебная практика по спорным вопросам сложилась... а и тут опять «верчай все назад». Кому это надо?
Если внимательно прочитать проект то выяснится, что нам предлагается не реформа спецрежима, а имитация его реформирования. Дело в том, что в содержании якобы нового режима «патент» принципиально НИЧЕГО не меняется. То, что хотят переизменить наши власти (как в сторону улучшения, так в сторону ухудшения для плательщиков) вполне можно сделать и в рамках существующего ЕНВД. Более того, все «старые болячки» и слабые места ЕНВД законодатели просто перетаскивают в патент. И даже усугубляют, т.к. сокращение ви-дов деятельности с ЕНВД с 69 до 47 с их укрупнением приведет только к одному – к возникновению конфликтов и споров по поводу квалификации того или иного вида деятельности.
А привязка патента к размеру доходов, это то зачем? Это что, всем придется вводить особый учет доходов, нанимать бухгалтеров, вновь приобретать кассовые аппараты, которые только для малышей отменили (и правильно, давно было пора). Нам говорят, что некоторые «злоупотребляют», так выявляйте и наказывайте, зачем же взбаламучивать почти 3 млн. субъектов?
И главное, инициаторы не понимают настоящей, истинной сути патента как такового Патент – это самая простая форма организации налоговых отношений между государством и плательщиком. Проще некуда: «пришел – купил патент – иди работай». Это по сути не бизнес – это самостоятельная работа.
Именно поэтому самым кардинальным шагом в деле введения системы патентов и, со-ответственно, развития малого предпринимательства в России могло бы стать расширение состава лиц, которые вправе применять патент, путем включения в этот состав простых физических лиц, которые не имеют статуса ИП. Ведь для наших граждан обязательность получения специального статуса ИП является достаточно обременительной процедурой. Причем сложность заключается здесь именно в «бюрократическом» аспекте (хождение по инстанциям, оформление бумаг, необходимость постановки на учет в налоговых органах как по месту жительства, так в инспекциях по месту осуществления деятельности в других субъектах РФ, постановка на учет в органах внебюджетных фондов и выполнение перед ними массы обязанностей и т.д.).
Подобная перспектива отталкивает огромное количество самозанятых людей, которые вынуждены работать в «черную», т.е. хоть и рисковать, но не светиться, и таким образом совсем ничего не платить в бюджет. По нашему мнению, было бы более чем достаточно, если бы любой человек мог прийти в налоговую инспекцию, приобрести патент на разрешенный вид деятельности, путем заполнения бланка типовой формы и уплатить тут же налога (т.е. в этой же инспекции). Ну как можно разумно обосновать, зачем частному таксисту или школьному репетитору регистрироваться в ИФНС в качестве ИП (и проходить эту сложную и по-прежнему долгую бюрократическую процедуру регистрации, даже и через «одно окно», которое на практике и не одно вовсе).
Честное слово, такое впечатление, что наши власти взяли на вооружение лозунг «Преобразования – без перемен», и я им даже сочувствую, ведь им надо все время придумывать новенькое, чтобы сохранить все по старенькому.