21 февраля 2011 года состоялась расширенная коллегия ФНС РФ, посвященная итогам работы Службы в 2010 году и основным задачам на 2011 год. Информация об этом мероприятии размещена на обновленном сайте ФНС.
С отчетным докладом выступил руководитель Федеральной налоговой службы М.В. Мишустин, который отметил несколько, как мне показалось, интересных моментов.
1) .... в 2010 году ФНС России была проделана большая работа, которая обеспечила позитивный тренд [курсив мой] по всем основным показателям деятельности. По итогам 2010 года в консолидированный бюджет РФ поступило 7,7 трлн. рублей администрируемых доходов, что на 22% больше, чем в 2009 году; в федеральный бюджет поступило – 3,2 трлн. рублей, что на 28% больше 2009 года; в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 4,5 трлн. рублей, на 19% больше 2009 года. Уровень поступлений налогов практически достиг уровня поступлений докризисного 2008 года – года с максимальным объемом поступлений - отставание составило лишь 3%.
ОХ УЖ ЭТИ МНЕ СЛОВЕЧКИ НОВОМОДНЫЕ - "ПОЗИТИВНЫЙ ТРЕНД".. У НАС СЕЙЧАС ВСЕ ПОЗИТИВНОЕ И ВСЕ ТРЕНДИТ. СЛОВА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ К МЕСТУ И НЕ К МЕСТУ.
А ЧТО КАСАЕТСЯ ТОГО, ЧТО ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ДОТЯНУЛИСЬ ДО УРОВНЯ 2008 ГОДА, ТО МНЕ КАЖЕТСЯ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ ЗАСЛУГА НЕ ФНС, А СКОРЕЕ ТУНИСА, ЕГИПТА И ОСОБЕННО ЛИВИИ, Т.К. ВЧЕРА ЦЕНА ЗА БАРРЕЛЬ НЕФТИ СОСТАВЛЯЛА 120 ДОЛЛАРОВ. ТАКИМИ ТЕМПАМИ МЫ И 2008 ГОД ПЕРЕГОНИМ.
2) Показатели, установленные федеральным законом о федеральном бюджете в размере 3 057 (три триллиона пятьдесят семь) млрд. рублей, выполнены почти на 105%, дополнительно федеральный бюджет получил более 150 млрд. рублей. Объемы доходов, предусмотренные законами субъектов РФ о региональных бюджетах, исполнены в целом по РФ на 111%. Бюджеты субъектов дополнительно получили около 420 млрд. рублей.
А ЗА СЧЕТ ЧЕГО ЭТО ДОСТИГНУТО? ХОРОШО РАБОТАЕТ ФНС, ИЛИ ПРОВЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ, КОТОРЫЕ ВЫДАВИЛИ 570 МЛРД. ИЗ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ИЛИ, КАК ГОВОРИЛ ВЫШЕ - ЦЕНЫ НА НЕФТЬ ХОРОШО РАСТУТ?
3) Говоря о задолженности по налогам, которая росла на протяжении 2009 года, М.В. Мишустин отметил, что по итогам прошедшего года она снизилась почти на 100 миллиардов рублей или на 7% и на 1 января 2011 года составила около 1,3 трлн. рублей. Также благодаря повышению качества работы подразделений досудебного аудита удалось значительно снизить нагрузку на судебную систему - количество дел, рассмотренных в судах по инициативе налогоплательщиков, сократилось в 2010 году на 13%.
КОЛИЧЕСТВО ДЕЛ СНИЖАЕТСЯ, А КАЧЕСТВО? НАСКОЛЬКО Я ЗНАЮ СУММЫ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ ТОЛЬКО ВОЗРАСТАЮТ.
4) М.В. Мишустин особо остановился на вопросах межведомственного взаимодействия и обмена данными и поблагодарил коллег из других ведомств за оперативную и плодотворную работу по организации информационного обмена.
ИНТЕРЕСНО, А КАКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОНИ ОБМЕНИВАЮТСЯ ТАК АКТИВНО. НАВЕРНОЕ ЭТО ВСЕ О НАС, О НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАХ.
5) Руководитель ФНС России напомнил, что в конце 2010 года Президентом и Правительством Российской Федерации перед налоговыми органами были поставлены задачи в области противодействия коррупции, в том числе по проведению проверок достоверности сведений, представленных госслужащими, о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. По словам М.В. Мишустина ФНС России сделает все возможное для качественного исполнения данного поручения - в настоящий момент разрабатывается механизм проведения указанных проверок и порядок взаимодействия ФНС России с федеральными органами исполнительной власти.
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ ЭТО, КОНЕЧНО, ХОРОШО, ОДНАКО НАСКОЛЬКО ЭТО СООТВЕТСТВУЕТ ЗАКОНУ? ВЕДЬ ИМУЩЕСТВЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - ВЕЩИ РАЗНЫЕ. А НАСКОЛЬКО Я ЗНАЮ НИ В НК РФ, НИ В ЗАКОНЕ О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ НИГДЕ О ТАКИХ ПОЛНОМОЧИЯХ ФНС НЕ ГОВОРИТСЯ. ИЛИ У НАС ПОРУЧЕНИЕ ПРЕМЬЕРА СИЛЬНЕЕ ЛЮБОГО ЗАКОНА? ТЕМ БОЛЕЕ МНЕ НЕ ПОНЯТНО - А ЧТО ЭТО ЗА ПРОВЕРКИ ТАКИЕ БУДУТ У НАЛОГОВИКОВ, ЭТО КАМЕРАЛЬНЫЕ ИЛИ ВЫЕЗДНЫЕ? А КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОВЕДЕННОЙ ПРОВЕРКИ. МОЖЕТ БЫТЬ ЭТО ТОЛЬКО В ПЛАНАХ И ПОПРАВКИ В ЗАКОН БУДУТ УЖЕ ЗАВТРА, НО ТОГДА НАДО ОБ ЭТОМ ТАК И ГОВОРИТЬ.
6) Повышение уровня информационной открытости налоговых органов также является одной из приоритетнейших задач, стоящих перед Службой. М.В. Мишустин отметил, что необходимо как можно больше проводить информационно-разъяснительных мероприятий для налогоплательщиков, повышая их налоговую культуру.
ГОВОРЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЕЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЕ (И О КУЛЬТУРЕ ВООБЩЕ) САМИХ СОТРУДНИКОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ. МОЖЕТ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЮ НАЧАТЬ СО СВОЕГО ВЕДОМСТВА И ТОЛЬКО ПОТОМ УЖЕ ПЕРЕХОДИТЬ НА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ?
7) В 2011 году одним из приоритетных направлений деятельности Службы будет создание единого федерального Контакт-центра, который позволит предоставлять налогоплательщикам качественно новый уровень сервиса, увеличить производительность работы налоговых органов, создаст механизм постоянного мониторинга информации, в получении которой нуждаются налогоплательщики, и позволит налоговым органам сработать на опережение.
ЧЕСТНО ГОВОРЯ НЕ ПОНЯЛ. ВО-ПЕРВЫХ, ЧТО ЭТО ЗА ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ НАДО НАЛОГОВИКАМ "ПОСТОЯННО МОНИТОРИТЬ", ЧТОБЫ ПЕРЕДАТЬ "НУЖДАЮЩИМСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ"? РЕЧЬ ИДЕТ О СВЕРКАХ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, О РАЗЪЯСНЕНИЯХ О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, О ПЕРЕПЛАТАХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, О КОТОРЫХ НАЛОГОВИКИ, КАК ПРАВИЛО, УМАЛЧИВАЮТ? И ВО-ВТОРЫХ, ЧТО ЭТО ЗА "ОПЕРЕЖЕНИЕ" ТАКОЕ, ПО КОТОРОМУ ДОЛЖНЫ СРАБОТАТЬ НАЛОГОВИКИ. РЕЧЬ ВСЕ ЕЩЕ ИДЕТ О КОНТАКТ-ЦЕНТРАХ ИЛИ УЖЕ РЕЧЬ ИДЕТ О ПРОВЕРКАХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (ТИПА НЕ ДОПУСКАТЬ, ПРЕСЕКАТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЯ)?