вторник, 22 марта 2011 г.

О чем идет речь в п. 2 ст. 93.1 НК РФ? Что это за "вне проверки"?

Есть в гл. 14  НК РФ одно мало понятно положение - п. 2 ст. 93.1 НК РФ, согласно которому в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Неоднозначность вышеуказанного положения заключается в первую очередь в том, что по общему правилу (да и ранее, до 01.01.2007), налоговики могли затребовать необходимую информацию только в рамках налоговых проверок. Данное обстоятельство было вполне логичным. Однако с 2007 года законодатель отказался от принципа «истребование документов только при налоговой проверки" и ввел исключение - в некоторых случаях и при определенных условиях истребование информации может осуществляться налоговиками и "просто так".
Данное положение применяется пока редко. Наверное налоговики и сами понимают зыбкие возможности ее применения, и наличия строгих ограничений. Я их насчитал всего 4.



1) Налоговый орган вправе истребовать информацию только в том случае, когда имеется "обоснованная необходимость". Несмотря на то что данное понятие законодательством не определено, можно предположить, что налоговый орган должен обосновать такую необходимость или соображениями сбора оперативной информации (например, для выбора объекта для предстоящей выездной налоговой проверки), или для контроля за ценами для целей налогообложения.2) В порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе запросить только информацию, но не документы. Иными словами, эта информация может быть предоставлена налоговому органу в произвольной форме, и подкреплять ее копиями документов налогоплательщик вправе, но не обязан.
3) Информация может быть запрошена только по конкретной сделке, то есть сделка должна быть идентифицирована.
При их отсутствии данных, позволяющих идентифицировать сделку, неисполнение такого требования является правомерным. Эта позиция поддерживается и судебной практикой (постановление ФАС ЗСО от 08.07.2009 № Ф04-3976/2009 (10033-А27-41), постановление ФАС МО от 30.04.2009 № КА-А40/3266-09, постановление ФАС ДО от 20.05.2009 № Ф03-2111/2009).
4) Налоговый орган вправе запрашивать информацию именно по сделке (которая, как правило, представляет собой конкретный договор), но не по отдельной хозяйственной операции.
Кстати совсем недавно ВАС РФ рассматривал интересное дело, когда банк не выдал своего клиента. Так, ИФНС  оштрафовала банк за неисполнение требования о предоставлении карточек с образцами подписей должностных лиц контрагента проверяемого налогоплательщика, оттиск печати и иные документы, поскольку банк отказался выполнять ее требование. Суд расценил действия банка как правомерные. В данном случае, у банка были истребованы документы в отношении клиента, не являющегося лицом, в отношении которого проводились мероприятия налогового контроля. Кроме того, требование о представлении документов не содержит указаний на конкретную сделку, относительно которой истребуется информация у банка (Определение ВАС РФ от 09.03.2011 № ВАС-2015/11).
Может кто сталкивался с конкретным применением п. 2 ст. 93.1 НК РФ?