С некоторых пор, налогоплательщики, наблюдая вакханалию налогового контроля (а иногда и судебной практики) по поводу фирм-"однодневок", стали обращаться к налоговые органы с запросами примерно такого содержания: "...хотим заключить договор с контрагентом.., но не подскажите ли, милая налоговая, добросовестный ли он плательщик налогов, нет ли за ним грешков, не числится ли наш потенциальный контрагент в списке недобросовестных". Так продолжается уже несколько лет и логика здесь более чем проста, уж кому как не налоговой знать о том "кто есть кто". И если налоговая ответит (не важно как), то вся ответственность с налогоплательщика, вроде бы как снимается. А если налоговая не ответит по существу, тоже хорошо - мы спрашивали, мы осторожничали, но нам не ответили, поэтому к нам претензий потом не предъявляйте. И суды, кстати, признавали факт обращения в налоговую (даже без их ответа) проявлением осмотрительности и осторожности. Надо сказать, что по данному вопросу в практике ничего пока не изменилось и по прежнему суды учитывают подобные обращения как довод в пользу налогоплательщика.
А вот поведение налоговиком для меня было всегда странным. Ну чего проще, посмотри свои базы, да ответь как есть. Нет, налоговые органы осторожничали - и по существу отвечать не хотят, и молчать как бы не прилично. Поэтому налоговики придумали отписку, что мол "запрашиваемая информация является налоговой тайной, а мы уж ее блюдем блюдем, никому ничего не скажем". Уж где они там тайну усмотрели это другой вопрос, но то, что такая практика со стороны налоговиков была распространена повсеместно - это факт.
И вот недавно появилось интересное Определение ВАС РФ, которое поддержало нижестоящие суды при ответе на вопрос - должны ли налоговики отвечать на запросы налогоплательщиков про контрагентов по существу или не должны. Как было отмечено в Определении ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-16124/10 отказ ИФНС в предоставлении заявителю информации об исполнении контрагентом налоговых обязательств является незаконным, т.к. сведения об исполнении н/п своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной (ст. 102 НК РФ). Текст Определения размещаю ниже.
На эту тему, кстати есть и еще практика, например такая - Постановление ФАС УО от 01.09.2010 № Ф09-6957/10-С3.
Может кто-то возразит мне, что "Определение ВАС это еще не единообразная практика", а я даже и спорить не буду, но скажу так: "Это уже хоть что-то, это можно зато в арбитражный суд нести и там Судье показывать, это лучше чем ничего".
Но с другой стороны, мне кажется, что все-таки вопрос о пределах раскрытии информации о контрагенте нуждается в каком-то нормативном урегулировании. Ведь здесь, как мне кажется, открывается широкое поле для злоупотреблений. Беру, пишу в ИФНС: "А расскажите ко мне о....", и получаю всю подноготную о той или иной компании или предпринимателе. Кому же понравится? Так что тут надо подходить взвешенно.
ВАС РФ в составе председательствующего судьи Никифорова С.Б., судей Бабкина А.И., Горячевой Ю.Ю., рассмотрев в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам города Новокузнецка Кемеровской области (далее - инспекция) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 02.02.2010 по делу N А27-25441/2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по тому же делу по заявлению кемеровского открытого акционерного общества "Азот" (далее - общество) о признании незаконным письма инспекции от 23.11.2009 N 16-07-47/10482 "О направлении ответа на запрос в отношении общества с ограниченной ответственностью "СЛК",
установил:
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.02.2010 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 27.07.2010 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов инспекция просит об их отмене, ссылаясь на нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 АПК РФ дело может быть передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 АПК РФ.
Коллегия судей ВАС РФ, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении инспекции, изучив принятые по делу судебные акты, не находит установленных статьей 304 АПК РФ оснований.
Признавая незаконным отказ инспекции в представлении обществу информации по его запросу о представлении сведений, является ли общество с ограниченной ответственностью "СЛК" исполняющим свои налоговые обязательства, суды всех трех инстанций на основе установленных обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 102 НК РФ, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", сделали вывод о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении обществу информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств.
Отметив, что запрашиваемая обществом информация обусловлена необходимостью проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов, судебные инстанции удовлетворили заявление общества.
Доводы инспекции, изложенные в заявлении, не подтверждают неправильного применения судами правовых норм.
Нарушения единообразия судебно-арбитражной практики не установлено.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 АПК РФ, ВАС РФ определил:
В передаче в Президиум ВАС РФ дела N А27-25441/2009 Арбитражного суда Кемеровской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 02.02.2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
С.Б.НИКИФОРОВ
Судья
А.И.БАБКИН
Судья
Ю.Ю.ГОРЯЧЕВА
А вот поведение налоговиком для меня было всегда странным. Ну чего проще, посмотри свои базы, да ответь как есть. Нет, налоговые органы осторожничали - и по существу отвечать не хотят, и молчать как бы не прилично. Поэтому налоговики придумали отписку, что мол "запрашиваемая информация является налоговой тайной, а мы уж ее блюдем блюдем, никому ничего не скажем". Уж где они там тайну усмотрели это другой вопрос, но то, что такая практика со стороны налоговиков была распространена повсеместно - это факт.
И вот недавно появилось интересное Определение ВАС РФ, которое поддержало нижестоящие суды при ответе на вопрос - должны ли налоговики отвечать на запросы налогоплательщиков про контрагентов по существу или не должны. Как было отмечено в Определении ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-16124/10 отказ ИФНС в предоставлении заявителю информации об исполнении контрагентом налоговых обязательств является незаконным, т.к. сведения об исполнении н/п своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной (ст. 102 НК РФ). Текст Определения размещаю ниже.
На эту тему, кстати есть и еще практика, например такая - Постановление ФАС УО от 01.09.2010 № Ф09-6957/10-С3.
Может кто-то возразит мне, что "Определение ВАС это еще не единообразная практика", а я даже и спорить не буду, но скажу так: "Это уже хоть что-то, это можно зато в арбитражный суд нести и там Судье показывать, это лучше чем ничего".
Но с другой стороны, мне кажется, что все-таки вопрос о пределах раскрытии информации о контрагенте нуждается в каком-то нормативном урегулировании. Ведь здесь, как мне кажется, открывается широкое поле для злоупотреблений. Беру, пишу в ИФНС: "А расскажите ко мне о....", и получаю всю подноготную о той или иной компании или предпринимателе. Кому же понравится? Так что тут надо подходить взвешенно.
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2010 № ВАС-16124/10
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ ВАС РФ
ВАС РФ в составе председательствующего судьи Никифорова С.Б., судей Бабкина А.И., Горячевой Ю.Ю., рассмотрев в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам города Новокузнецка Кемеровской области (далее - инспекция) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 02.02.2010 по делу N А27-25441/2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по тому же делу по заявлению кемеровского открытого акционерного общества "Азот" (далее - общество) о признании незаконным письма инспекции от 23.11.2009 N 16-07-47/10482 "О направлении ответа на запрос в отношении общества с ограниченной ответственностью "СЛК",
установил:
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.02.2010 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 27.07.2010 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов инспекция просит об их отмене, ссылаясь на нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 АПК РФ дело может быть передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 АПК РФ.
Коллегия судей ВАС РФ, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении инспекции, изучив принятые по делу судебные акты, не находит установленных статьей 304 АПК РФ оснований.
Признавая незаконным отказ инспекции в представлении обществу информации по его запросу о представлении сведений, является ли общество с ограниченной ответственностью "СЛК" исполняющим свои налоговые обязательства, суды всех трех инстанций на основе установленных обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 102 НК РФ, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", сделали вывод о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении обществу информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств.
Отметив, что запрашиваемая обществом информация обусловлена необходимостью проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов, судебные инстанции удовлетворили заявление общества.
Доводы инспекции, изложенные в заявлении, не подтверждают неправильного применения судами правовых норм.
Нарушения единообразия судебно-арбитражной практики не установлено.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 АПК РФ, ВАС РФ определил:
В передаче в Президиум ВАС РФ дела N А27-25441/2009 Арбитражного суда Кемеровской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 02.02.2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
С.Б.НИКИФОРОВ
Судья
А.И.БАБКИН
Судья
Ю.Ю.ГОРЯЧЕВА