26 апреля я разместил на блоге свой пост "Путин снова сказал о налогах... Мало и непонятно, но я попытаюсь перевести". Мои добрые партнеры с "Российского налогового портала" разместили мой пост у себя, изменив название - у них получилось "Бизнес - главная дойная корова государства". А ведь правы коллеги - современное государство немного подзабыло те основные принципы, которые были сформулированы в первые годы становления нашей российской налоговой системы.
Ведь это очевидно - аппетиты государства безграничны. Сейчас Путину потребовались деньги на здравоохранение (460 млрд.), потом на перевооружение армии (20 трлн.), завтра еще на что-то потребуется, фантазии у чиновников хватит. Поэтому понятно, сколько государству денег не давай - все будет мало. Еще в конце XIX в. выдающийся немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917) определил в качестве
важнейшей закономерности общественного развития постоянное увеличение государственных расходов. В связи с этим закономерным становится и постоянное усиление налогообложения в системе финансовых отношений государства. Так, после 2-й мировой войны налоговые поступления в бюджет ведущих зарубежных государств увеличиваются каждые 10 лет в 1,5 и более раз.
Именно поэтому НАЛОГОВЫЙ ЗАКОН - есть самоограничение государства от собственных сверх аппетитов. Мой коллега и друг - Сергей Геннадьевич Пепеляев по данному поводу еще середине 90-х высказывался более радикально. По его мнению, смысл современного налогового права не в том, чтобы обязать налогоплательщика заплатить налог, а в том, чтобы ограничить проникновение государства в "карман" налогоплательщика. Налог - это ограничение власти, а отнюдь не обязанность налогоплательщика. Именно поэтому расходы государства должны формироваться в зависимости от возможностей налогоплательщиков, а не наоборот - нельзя устанавливать налоговое бремя исходя из расходов государства.
Но проблема ограничения государства законом дала осложнения. Вы не поверите, но наше государство в лице современных властей научилось обходить собственные законы и ограничения лучше любого заправского жулика. Если нельзя вводить новые налоги, то мы будем вводить "иные обязательные платежи", всевозможные фискальные сборы и проч. и проч. Нынешние страховые взносы в внебюджетные фонды формально не являются налогами, поэтому на них не распространяются ограничения и особые требования, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Есть, правда, в том же Кодексе одна принципиальная норма - это п. 5 ст. 2, но она фактически не действует, благодаря правоприменительной практике (применение п. 3 ст. 2 НК РФ эта тема отдельного плача).
Поэтому сегодня, как мне кажется самой актуальной задачей в налоговой политике должно стать "возвращение к первоосновам". Власть не должна обманывать саму себя - у налогового бремени есть предел. А то у нас получается как в той хохме: "Чтобы коровы меньше ели и больше давали молока, надо их меньше кормить и чаще доить".
Ведь это очевидно - аппетиты государства безграничны. Сейчас Путину потребовались деньги на здравоохранение (460 млрд.), потом на перевооружение армии (20 трлн.), завтра еще на что-то потребуется, фантазии у чиновников хватит. Поэтому понятно, сколько государству денег не давай - все будет мало. Еще в конце XIX в. выдающийся немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917) определил в качестве
важнейшей закономерности общественного развития постоянное увеличение государственных расходов. В связи с этим закономерным становится и постоянное усиление налогообложения в системе финансовых отношений государства. Так, после 2-й мировой войны налоговые поступления в бюджет ведущих зарубежных государств увеличиваются каждые 10 лет в 1,5 и более раз.
Именно поэтому НАЛОГОВЫЙ ЗАКОН - есть самоограничение государства от собственных сверх аппетитов. Мой коллега и друг - Сергей Геннадьевич Пепеляев по данному поводу еще середине 90-х высказывался более радикально. По его мнению, смысл современного налогового права не в том, чтобы обязать налогоплательщика заплатить налог, а в том, чтобы ограничить проникновение государства в "карман" налогоплательщика. Налог - это ограничение власти, а отнюдь не обязанность налогоплательщика. Именно поэтому расходы государства должны формироваться в зависимости от возможностей налогоплательщиков, а не наоборот - нельзя устанавливать налоговое бремя исходя из расходов государства.
Но проблема ограничения государства законом дала осложнения. Вы не поверите, но наше государство в лице современных властей научилось обходить собственные законы и ограничения лучше любого заправского жулика. Если нельзя вводить новые налоги, то мы будем вводить "иные обязательные платежи", всевозможные фискальные сборы и проч. и проч. Нынешние страховые взносы в внебюджетные фонды формально не являются налогами, поэтому на них не распространяются ограничения и особые требования, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Есть, правда, в том же Кодексе одна принципиальная норма - это п. 5 ст. 2, но она фактически не действует, благодаря правоприменительной практике (применение п. 3 ст. 2 НК РФ эта тема отдельного плача).
Поэтому сегодня, как мне кажется самой актуальной задачей в налоговой политике должно стать "возвращение к первоосновам". Власть не должна обманывать саму себя - у налогового бремени есть предел. А то у нас получается как в той хохме: "Чтобы коровы меньше ели и больше давали молока, надо их меньше кормить и чаще доить".