24 мая 2011 года Президиум ВАС РФ рассмотрел следующие 2 налоговых спора
1) О распространении обязательного досудебного порядка урегулирования споров на обжалование решения ИФНС об отказе в возмещении НДС (ОпВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-18421/10)
Фабула:Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС. Заявление было оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования споров, предусмотренного п. 5 ст. 101.2 НК РФ.
Вопрос: Действует ли обязательный досудебный порядок урегулирования спора применительно к решению об отказе в возмещении НДС, учитывая, что налогоплательщик вправе в качестве самостоятельных требований предъявить как неимущественное требование о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС, так и имущественное требование о возмещении НДС, не обжалуя при этом решение налогового органа по итогам камеральной проверки?
Налогоплательщик: не действует
Налоговый орган: действует
Суды первой и кассационной инстанций: (в пользу налогового органа)
Налогоплательщик обосновывает незаконность оснований отказа в возмещении оспариваемых сумм, которые содержатся в решении налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В связи с этим невозможно рассмотреть по существу требование налогоплательщика без правовой оценки решения, принятого по итогам налоговой проверки, для которого п. 5 ст. 101.2 НК РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган.
Суд апелляционной инстанции: в пользу налогоплательщика.
Буквальное толкование ст. ст. 101, 101.2 и 176 НК РФ не позволяет сделать вывод о том, что действующим налоговым законодательством предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования решений налогового органа о возмещении суммы НДС или об отказе в возмещении, т.к. ст. 176 НК РФ, регламентирующая порядок принятия решения о возмещении сумм налога или об отказе в возмещении не содержит указаний на такой порядок.
Коллегия судей ВАС: передала дело в Президиум, указав, что по данному вопросу единообразная практика отсутствует.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа
2) О недопустимости пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам налоговых споров, в случая формирования правовой позиции Президиумом ВАС РФ по аналогичным спорам не в пользу налогоплательщиков (ОпВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-7854/09)
Фабула: В споре между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу применения абз. 2 п. 2 ст. 148 НК РФ (определение места реализации услуг для целей определения объекта НДС) суд вынес решение в пользу налогоплательщика. Позднее Президиум ВАС РФ по другому аналогичному делу сформировал позицию в пользу налогового органа. В связи с этим налоговый орган, ранее проигравший спор, обратился в суд с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам с учетом вновь сформированной позицией Президиума ВАС.
Вопрос: Вправе ли суд пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам, если вновь сформированная позиция Президиума ВАС РФ по аналогичному вопросу ухудшает положение налогоплательщика?
Арбитражные суды: в пользу налогового органа.
При этом суд первой инстанции вынес определение о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам уже после 21.01.2010 г. – даты, когда Конституционным судом РФ было принято постановление, согласно которому, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение лица, привлеченного или привлекаемого к административной ответственности.
Коллегия судей ВАС: передала дело в Президиум, указав, что в результате такого толкования положение налогоплательщиков тоже не может ухудшаться, исходя из общеправового принципа и нормы ст. 54 Конституции РФ «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (в том числе и толкование этого закона правоприменительными органами).
ПРЕЗИДИУМ:
В пользу налогоплательщика
1) О распространении обязательного досудебного порядка урегулирования споров на обжалование решения ИФНС об отказе в возмещении НДС (ОпВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-18421/10)
Фабула:Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС. Заявление было оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования споров, предусмотренного п. 5 ст. 101.2 НК РФ.
Вопрос: Действует ли обязательный досудебный порядок урегулирования спора применительно к решению об отказе в возмещении НДС, учитывая, что налогоплательщик вправе в качестве самостоятельных требований предъявить как неимущественное требование о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС, так и имущественное требование о возмещении НДС, не обжалуя при этом решение налогового органа по итогам камеральной проверки?
Налогоплательщик: не действует
Налоговый орган: действует
Суды первой и кассационной инстанций: (в пользу налогового органа)
Налогоплательщик обосновывает незаконность оснований отказа в возмещении оспариваемых сумм, которые содержатся в решении налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В связи с этим невозможно рассмотреть по существу требование налогоплательщика без правовой оценки решения, принятого по итогам налоговой проверки, для которого п. 5 ст. 101.2 НК РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган.
Суд апелляционной инстанции: в пользу налогоплательщика.
Буквальное толкование ст. ст. 101, 101.2 и 176 НК РФ не позволяет сделать вывод о том, что действующим налоговым законодательством предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования решений налогового органа о возмещении суммы НДС или об отказе в возмещении, т.к. ст. 176 НК РФ, регламентирующая порядок принятия решения о возмещении сумм налога или об отказе в возмещении не содержит указаний на такой порядок.
Коллегия судей ВАС: передала дело в Президиум, указав, что по данному вопросу единообразная практика отсутствует.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа
2) О недопустимости пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам налоговых споров, в случая формирования правовой позиции Президиумом ВАС РФ по аналогичным спорам не в пользу налогоплательщиков (ОпВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-7854/09)
Фабула: В споре между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу применения абз. 2 п. 2 ст. 148 НК РФ (определение места реализации услуг для целей определения объекта НДС) суд вынес решение в пользу налогоплательщика. Позднее Президиум ВАС РФ по другому аналогичному делу сформировал позицию в пользу налогового органа. В связи с этим налоговый орган, ранее проигравший спор, обратился в суд с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам с учетом вновь сформированной позицией Президиума ВАС.
Вопрос: Вправе ли суд пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам, если вновь сформированная позиция Президиума ВАС РФ по аналогичному вопросу ухудшает положение налогоплательщика?
Арбитражные суды: в пользу налогового органа.
При этом суд первой инстанции вынес определение о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам уже после 21.01.2010 г. – даты, когда Конституционным судом РФ было принято постановление, согласно которому, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение лица, привлеченного или привлекаемого к административной ответственности.
Коллегия судей ВАС: передала дело в Президиум, указав, что в результате такого толкования положение налогоплательщиков тоже не может ухудшаться, исходя из общеправового принципа и нормы ст. 54 Конституции РФ «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (в том числе и толкование этого закона правоприменительными органами).
ПРЕЗИДИУМ:
В пользу налогоплательщика