31 мая 2011 года Президиум ВАС РФ рассмотрел 2 налоговых спора:
1) Об учете в составе доходов бюджетных субсидий на компенсацию убытков от перевозки пассажиров-льготников (ОпВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-16814/10)
Фабула: Налогоплательщик (транспортное предприятие) получил из бюджета денежные средства на компенсацию убытков от перевозки пассажиров-льготников и рассматривая их в качестве целевого финансирования не включил их в облагаемую базу по налогу на прибыль.
Вопрос: Обязан ли налогоплательщик был включить указанные денежные средства в облагаемую базу по налогу на прибыль?
Налогоплательщик: не обязан
Налоговый орган: Обязан. Суммы компенсации убытков, так же как и компенсации, полученные в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, следует учитывать в составе доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.
Суд первой инстанции: в пользу налогового органа. Полученные суммы компенсации убытков по своему экономическому содержанию являются частью выручки, недополученной за услуги, оказанные им в рамках предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров.
Суды апелляционной и кассационной инстанций: в пользу налогоплательщика. Поступившие средства не относятся к доходам, полученным в результате оказания услуг по перевозке граждан, а также в связи с перевозкой льготных категорий граждан, и не являются выручкой, связанной с реализацией услуг, в связи с чем не подлежат учету при исчислении налога на прибыль.
Коллегия судей ВАС (на стороне налогового органа): передала дело в Президиум, указав, что перечисленные бюджетные средства в данном случае по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгодой), полученной предприятием от реализации услуг, и не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, а потому подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
ПРЕЗИДИУМ: (в пользу налогового органа)
2) О получении необоснованной налоговой выгоды при заключении договора с контрагентом, сведения о котором отсутствовали в ЕГРЮЛ (ОпВАС РФ № ВАС-17649/10 от 04.03.2011)
Дело, идентичное тому, которое было рассмотрено Президиумом ВАС 19.04.2011 (ВАС-17648/10)
Фабула: Налогоплательщик заключил договор на приобретение продукции (уголь) с организацией, данные о которой по сведениям налогового органа отсутствовали в ЕГРЮЛ (то есть с несуществующим юридическим лицом). Тем не менее, материалами дела была установлена реальность хозяйственных операций в рамках исполнения данного договора.
Вопрос: Могут ли документы, оформленные от имени несуществующего юридического лица, служить основанием для учета расходов в целях исчисления налогов (в частности, НДФЛ)?
Налогоплательщик: Могут, поскольку имела место реальность хозяйственных операций.
Налоговый орган: Не могут.
Арбитражные суды: поддержали позицию налогоплательщика, указав следующее: «Учитывая, что представленные Предпринимателем документы подтверждают фактическое приобретение угля, его дальнейшую реализацию, то есть реальность совершенных Предпринимателем хозяйственных операций по рассматриваемому эпизоду, а Инспекция не доказала в рамках проведенной камеральной проверки наличие в деятельности Предпринимателя признаков недобросовестности как налогоплательщика, то является правомерным включение Предпринимателем в налоговую базу по единому социальному налогу спорных расходов».
Коллегия судей ВАС РФ: передала дело в Президиум, указав, что
1) Согласно положениями ст. 49, 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
Из смысла ст. 2 ГК РФ следует, что юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, несет риск наступления неблагоприятных последствий, в частности, от заключения хозяйственных сделок с юридическими лицами, осуществляющими деятельность не в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2) Налогоплательщик не проявил должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, не запросил правоустанавливающих документов у юридического лица, от имени которого выполнены документы, равно как не воспользовался общедоступной информацией о государственной регистрации контрагента, находящейся на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет в соответствии со ст. 6 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа дело направлено на новое рассмотрение
1) Об учете в составе доходов бюджетных субсидий на компенсацию убытков от перевозки пассажиров-льготников (ОпВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-16814/10)
Фабула: Налогоплательщик (транспортное предприятие) получил из бюджета денежные средства на компенсацию убытков от перевозки пассажиров-льготников и рассматривая их в качестве целевого финансирования не включил их в облагаемую базу по налогу на прибыль.
Вопрос: Обязан ли налогоплательщик был включить указанные денежные средства в облагаемую базу по налогу на прибыль?
Налогоплательщик: не обязан
Налоговый орган: Обязан. Суммы компенсации убытков, так же как и компенсации, полученные в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, следует учитывать в составе доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.
Суд первой инстанции: в пользу налогового органа. Полученные суммы компенсации убытков по своему экономическому содержанию являются частью выручки, недополученной за услуги, оказанные им в рамках предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров.
Суды апелляционной и кассационной инстанций: в пользу налогоплательщика. Поступившие средства не относятся к доходам, полученным в результате оказания услуг по перевозке граждан, а также в связи с перевозкой льготных категорий граждан, и не являются выручкой, связанной с реализацией услуг, в связи с чем не подлежат учету при исчислении налога на прибыль.
Коллегия судей ВАС (на стороне налогового органа): передала дело в Президиум, указав, что перечисленные бюджетные средства в данном случае по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгодой), полученной предприятием от реализации услуг, и не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, а потому подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
ПРЕЗИДИУМ: (в пользу налогового органа)
2) О получении необоснованной налоговой выгоды при заключении договора с контрагентом, сведения о котором отсутствовали в ЕГРЮЛ (ОпВАС РФ № ВАС-17649/10 от 04.03.2011)
Дело, идентичное тому, которое было рассмотрено Президиумом ВАС 19.04.2011 (ВАС-17648/10)
Фабула: Налогоплательщик заключил договор на приобретение продукции (уголь) с организацией, данные о которой по сведениям налогового органа отсутствовали в ЕГРЮЛ (то есть с несуществующим юридическим лицом). Тем не менее, материалами дела была установлена реальность хозяйственных операций в рамках исполнения данного договора.
Вопрос: Могут ли документы, оформленные от имени несуществующего юридического лица, служить основанием для учета расходов в целях исчисления налогов (в частности, НДФЛ)?
Налогоплательщик: Могут, поскольку имела место реальность хозяйственных операций.
Налоговый орган: Не могут.
Арбитражные суды: поддержали позицию налогоплательщика, указав следующее: «Учитывая, что представленные Предпринимателем документы подтверждают фактическое приобретение угля, его дальнейшую реализацию, то есть реальность совершенных Предпринимателем хозяйственных операций по рассматриваемому эпизоду, а Инспекция не доказала в рамках проведенной камеральной проверки наличие в деятельности Предпринимателя признаков недобросовестности как налогоплательщика, то является правомерным включение Предпринимателем в налоговую базу по единому социальному налогу спорных расходов».
Коллегия судей ВАС РФ: передала дело в Президиум, указав, что
1) Согласно положениями ст. 49, 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
Из смысла ст. 2 ГК РФ следует, что юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, несет риск наступления неблагоприятных последствий, в частности, от заключения хозяйственных сделок с юридическими лицами, осуществляющими деятельность не в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2) Налогоплательщик не проявил должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, не запросил правоустанавливающих документов у юридического лица, от имени которого выполнены документы, равно как не воспользовался общедоступной информацией о государственной регистрации контрагента, находящейся на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет в соответствии со ст. 6 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа дело направлено на новое рассмотрение