Страницы

пятница, 30 сентября 2011 г.

Уходя на выходные.... Картина А.И. Корзухина "Сбор недоимок (Уводят последнюю корову)"


Картина А.И. Корзухина «Сбор недоимок (уводят последнюю корову)» была написана художником в 1868 году и в настоящее время хранится в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург).
Многие авторы считаю, что картина А.И. Корзухина связана с проведением Александром II крестьянской реформы по отмене крепостного права. А точнее с этапом реформы, связанным с предоставлением крестьянам права выкупа земель. По условиям реформы, выкуп полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьянина выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6% годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платеж. Основную сумму помещик получал от государства, которую крестьяне должны были погашать в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами.
По оценкам историков, выкупная стоимость земель в среднем в 2,2 раза превышала её рыночную стоимость, а в отдельных случаях она её превышала в 5-6 раз. Таким образом, поскольку по условиям реформы крестьяне не могли отказаться от выкупа земли, это приводило к еще большей кабале, поскольку они были не в состоянии выплатить такие суммы.
К 1902 г. общая сумма недоимки по крестьянским выкупным платежам составляла 420% от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500%.

Алексей Иванович Корзухин (1835-1894).

Русский художник, живописец, представитель искусства «передвижников». Родился на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) в семье крепостного промывальщика золота. В 1848 г. его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Начиная с 1484 г. А.И. Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе. В 1958 г. в Петербурге поступил в ученики Императорской Академии Художеств, где проучился вплоть до 1863 г. В 1860 был освобожден от обязанностей горной службы. В 1863 г., вместе с несколькими товарищами, вышел из академии и участвовал в образовании Петербургской артели художников, под руководством И.Н. Крамского, действительным членом которой оставался до самого её распада.