Страницы

четверг, 27 октября 2011 г.

Интервью с самым главным начальником по "налоговому контролю за трансфертным ценообразованием". Интервью с начальником управления трансфертного ценообразования ФНС Д.А. Вольвачом

Д.В. Вольвач
Мои уважаемые коллеги из "Российского налогового портала" разместили у себя на сайте  интервью с начальником Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС РФ Дмитрием Валерьевичем Вольвачом (прочитать в оригинале вы можете здесь).
Прочитал я его очень внимательно, с карандашом в руке, но.... так ничего и не подчеркнул. Нечего подчеркивать, т.к. интервью более чем пустое. Главный начальник по будущему "налоговому контролю за трансфертными ценам", так сказать, будущий гроза крупнейших налогоплательщиков, страшный сон холдингов и концернов - ничего интересного так и не сказал. В основном одни общие фразы и слова, никакой конкретики. У меня создалось впечатление, что интервью было написано, а не проговорено. Т.е. заранее были направлены в ФНС вопросы, потом также пришли ответы. Может сейчас и сказать то молодому начальнику нечего, или не хочет ничего говорить... Но с другой стороны, его начальник в интервью говорим намного смелее. Хотя вы мне тоже можете возразить: "На то и он и начальник". Ну да ладно, читаем....

Дмитрий Вольвач: «Чтобы подготовиться ко всем изменениям в области трансфертного ценообразования, налогоплательщикам необходимо начать работу уже сейчас»

Начальник управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий  Вольвач в интервью Taxpravo.ru рассказал о структуре и работе нового управления, квалификации сотрудников управления, а также о том, на что следует обратить внимание налогоплательщикам в оставшееся до вступления закона в силу время

Автор: Наталья Свистунова, главный редактор Российского налогового портала

Дмитрий Валерьевич, расскажите о работе Управления. Какие задачи оно будет выполнять? Какими полномочиями будут обладать сотрудники Управления?

— Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества было создано в структуре центрального аппарата ФНС России в июле текущего года. Перечислю основные задачи Управления. Во-первых, это анализ международного опыта и практики оценки рыночных процессов и ценообразования, двустороннего и многостороннего международного сотрудничества по налоговым вопросам. Во-вторых, методологическое и
организационное обеспечение работы налоговых органов по вопросам налогового администрирования цен и трансфертного ценообразования для целей налогообложения и выявления налоговых рисков. В-третьих, анализ и оценка рыночных процессов и ценообразования на внешних и внутренних российских рынках товаров (работ, услуг), механизмов и налоговых последствий трансфертного ценообразования для целей налогообложения и выявления налоговых рисков. В-четвертых, обмен опытом налогового администрирования с налоговыми администрациями зарубежных стран и международными организациями. В-пятых, обеспечение участия ФНС России в международных организациях, многостороннем и двустороннем международном сотрудничестве. В-шестых, сопровождение и организационное обеспечение встреч руководства ФНС России с иностранными представителями.

Какими полномочиями будут обладать сотрудники Управления?

— Сотрудники Управления должны осуществлять свои полномочия в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом отмечу, что перечень прав и обязанностей налоговых органов регламентирован Налоговым кодексом Российский Федерации. Добавлю, что проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами относится к функциям центрального аппарата ФНС России и будет проводиться, начиная с 2013 года по итогам налогового периода 2012 года. При этом законодательством предусмотрена возможность для заключения соглашений о ценообразовании, начиная с 1 января 2012 года.

Какова структура Управления?

— В работе Управления можно выделить два основных блока – международное сотрудничество и трансфертное ценообразование, это видно и из названия Управления. При этом необходимо отметить, что работа двух этих блоков осуществляется в тесном взаимодействии, так как многие вопросы трансфертного ценообразования для целей налогообложения связаны с трансграничными сделками.

Сколько сотрудников в Управлении? Какова их квалификация? Чем они занимаются в настоящее время?

В настоящее время штатная численность Управления составляет 30 человек. Специалисты Управления заняты подготовкой к реализации Закона, вступающего в силу с 1 января 2012 года, в том числе разработкой и утверждением документов, предусмотренных Законом, а также анализом международного опыта и практики оценки рыночных процессов и ценообразования.
Штатная численность и структура Управления определяются исходя из объема функций и решаемых задач на определенном временном отрезке. Подбор кандидатов на замещение вакантных должностей осуществлялся с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 года № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».
При подборе специалистов Управления уделяется особое внимание владению иностранным языком. Если говорить об их квалификации, то сотрудники Управления – это высококвалифицированные специалисты (юристы и экономисты), обладающие опытом работы, как в налоговых органах, так и в бизнесе.

Планируется ли обучение и повышение квалификации сотрудников Управления, в том числе и в западных странах?

— Вопросы обучения и повышения квалификации всегда являлись для ФНС России одними из приоритетных. При этом, учитывая, что новое законодательное регулирование вопросов трансфертного ценообразования для целей налогообложения основано на международном опыте администрирования, представляется обоснованным и даже необходимым изучение имеющейся международной практики по данному вопросу.
Добавлю, что задачу обучения сотрудников, которая включает и ознакомление с опытом зарубежных коллег, мы считаем одним из важнейших этапов подготовки налоговых органов к вступлению закона в силу.

Какие изменения ждут налогоплательщиков?

— Вступающий в силу Закон вводит в действие новый раздел Кодекса, состоящий из шести глав и 25 статей, а также вносит изменения в ряд действующих статей Кодекса.
Наиболее существенными изменениями, которые ожидают налогоплательщиков, пожалуй, являются следующие. Изменяется круг контролируемых налоговыми органами сделок, а также критерии признания лиц взаимозависимыми; вводится понятие рыночного интервала цен (рентабельности) вместо допустимого 20-процентного отклонения от рыночной цены; вводится требование об уведомлении налоговых органов о совершенных контролируемых сделках, а также подготовке документации по контролируемым сделкам; вводятся новые механизмы налогового регулирования – соглашения о ценообразовании; законодательно установлены нормы регламентирующие проведение симметричных корректировок по налогам сторонами сделки.

Правила довольно сильно меняются, когда компаниям имеет смысл начать к ним готовиться?

— Очевидно, что для того чтобы подготовиться ко всем этим изменениям необходимо начать работу уже сейчас, так как цены контролируемых сделок должны будут соответствовать положениям нового законодательства уже с 1 января 2012 года. Для большинства налогоплательщиков ключевыми этапами подготовки, на оставшееся до вступления закона в силу время, будут, скорее всего, определение перечня контролируемых сделок и проверка, используемой в настоящее время методологии ценообразования на предмет соответствия требованиям закона и при необходимости ее корректировка.
Должное внимание, уделенное данным этапам, не только позволит надлежащим образом подготовиться к вступлению закона в силу, но и может существенно сократить трудозатраты на осуществление иных мер по обеспечению выполнения требований законодательства о трансфертном ценообразовании как в 2012 году, так и в последующие годы.
Следует отметить, что переходные положения Закона на первые два года предусматривают установление более высокого порога по суммам сделок, подлежащих контролю соответствия цен для целей налогообложения, а также для подготовки и представления налогоплательщиком уведомлений и документации о совершенных контролируемых сделках.

Планируется ли перенимать опыт зарубежных коллег в области трансфертного ценообразования?

— Как мы видим, положения Налогового кодекса Российской Федерации о трансфертном ценообразования базируются на рекомендациях ОЭСР, таким образом, очевидно, что в своей работе налоговые органы будут учитывать опыт зарубежных коллег в области трансфертного ценообразования.

Сейчас в Законе много неясностей, какая работа планируется по разъяснениям? Будет ли создана рабочая группа совместно с Минфином и планируется ли привлекать к этой работе бизнес?

— В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Кодекса предусмотрено, что письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Минфин России. Однако ФНС России активно взаимодействует с Минфином России, в том числе в части выработки единых подходов по методологическим вопросам применения норм о трансфертном ценообразовании.