10 ноября Президиум ВАС РФ рассмотрел налоговый спор о том, как обязан поступать плательщик земельного налога если у него нет официальный данных по кадастровой стоимости. Тут было 2 варианта ответа:
а) налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитывать кадастровую стоимость земельного участка на основе средних удельных показателей кадастровой стоимости земель;
б) подавать уточненную декларацию после доведения до него кадастровой стоимости конкретного участка (Определение ВАС РФ от 04.08.2011 № ВАС-6662/11). Дело рассмотрено в пользу налогового органа (хотя возможно это еще и не так).
Судебные акты по делу: здесь.
Видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: В 2003 году администрация субъекта РФ утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах, исчисленных в рублях за один квадратный метр. Кадастровая стоимость каждого конкретного земельного участка этим нормативным актом не устанавливалась и могла быть определена налогоплательщиком лишь расчетным путем в виде умножения среднего удельного показателя на площадь такого участка.
Вопрос: 1) Обязан ли налогоплательщик при исчислении земельного налога самостоятельно определять кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка, если до него были доведена лишь информация о средних удельных показателях кадастровой стоимости земель в пределах кадастрового квартала, а не информация о конкретной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка?
2) Обязан ли налогоплательщик при отсутствии информации о кадастровой стоимости конкретного земельного участка представить нулевую налоговую декларацию за соответствующий период, а впоследствии (когда эта информация будет до него доведена) представить уточненную декларацию за этот период с суммой земельного налога к уплате
Налогоплательщик: Не обязан. И в отсутствие утвержденной и доведенной до сведения налогоплательщика кадастровой стоимости конкретного земельного участка при исчислении земельного налога необходимо исходить из нормативной цены земли.
Налоговый орган: 1) налогоплательщик обладал возможностью использовать известные ему и утвержденные результаты государственной кадастровой оценки кадастрового квартала, в котором находится принадлежащий ему спорный земельный участок.
2) даже если исходить из того, что информация о кадастровой стоимости конкретного земельного участка не была доведена до налогоплательщика, то он обязан был представить в налоговую инспекцию "нулевую" налоговую декларацию, а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков представить уточненную налоговую декларацию за спорный период.
Арбитражные суды: разрешая дело в пользу налогоплательщика, указали:
1) информация о кадастровой стоимости принадлежащего налогоплательщику земельного участка в спорном периоде в нарушение требований НК РФ не была доведена до налогоплательщика в установленный срок;
2) довод о том, что налогоплательщик обязан был представить в налоговую инспекцию "нулевую" налоговую декларацию, а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков представить уточненную налоговую декларацию за спорный период в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ не основан на законе.
Коллегия судей ВАС: передавая дело в Президиум ВАМ (на стороне налогового органа) указала, что с учетом позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 № 7309/10 отсутствие результатов кадастровой оценки непосредственно спорного участка не препятствует применению налогоплательщиком доведенного до общего сведения удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала при расчете подлежащего уплате налога, исчисляемого налогоплательщиком самостоятельно.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа, с передачей дела на новое рассмотрение.
КОММЕНТАРИЙ-ПРИМЕЧАНИЕ: до появления мотивировочной части постановления Президиума ВАС по данному делу говорить о том, что решение вынесено в пользу налогового органа можно с определенной долей условности. Судя по видеозаписи дела и по словам представителя налогоплательщика некоторые имеющие значение для дела обстоятельства нижестоящими судами не исследовались в связи с чем, даже если их судебные акты будут отменены, то дело необходимо направить на новое рассмотрение. Поскольку данный спор является одним из самых принципиальных за последнее время (в том числе и в Свердловской области), то с появлением мотивировочной части планирую обязательно к нему вернуться со сводным комментарием как этого постановления, так и постановления Президиума ВАС от 28.06.2011 № 913/11, так как они оба посвящены поиску надлежащих и эффективных правовых механизмов защиты прав и интересов плательщиков земельного налога при повышении кадастровой стоимости земельных участков с соответствующим увеличением подлежащего уплате земельного налога.
а) налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитывать кадастровую стоимость земельного участка на основе средних удельных показателей кадастровой стоимости земель;
б) подавать уточненную декларацию после доведения до него кадастровой стоимости конкретного участка (Определение ВАС РФ от 04.08.2011 № ВАС-6662/11). Дело рассмотрено в пользу налогового органа (хотя возможно это еще и не так).
Судебные акты по делу: здесь.
Видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: В 2003 году администрация субъекта РФ утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах, исчисленных в рублях за один квадратный метр. Кадастровая стоимость каждого конкретного земельного участка этим нормативным актом не устанавливалась и могла быть определена налогоплательщиком лишь расчетным путем в виде умножения среднего удельного показателя на площадь такого участка.
Вопрос: 1) Обязан ли налогоплательщик при исчислении земельного налога самостоятельно определять кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка, если до него были доведена лишь информация о средних удельных показателях кадастровой стоимости земель в пределах кадастрового квартала, а не информация о конкретной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка?
2) Обязан ли налогоплательщик при отсутствии информации о кадастровой стоимости конкретного земельного участка представить нулевую налоговую декларацию за соответствующий период, а впоследствии (когда эта информация будет до него доведена) представить уточненную декларацию за этот период с суммой земельного налога к уплате
Налогоплательщик: Не обязан. И в отсутствие утвержденной и доведенной до сведения налогоплательщика кадастровой стоимости конкретного земельного участка при исчислении земельного налога необходимо исходить из нормативной цены земли.
Налоговый орган: 1) налогоплательщик обладал возможностью использовать известные ему и утвержденные результаты государственной кадастровой оценки кадастрового квартала, в котором находится принадлежащий ему спорный земельный участок.
2) даже если исходить из того, что информация о кадастровой стоимости конкретного земельного участка не была доведена до налогоплательщика, то он обязан был представить в налоговую инспекцию "нулевую" налоговую декларацию, а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков представить уточненную налоговую декларацию за спорный период.
Арбитражные суды: разрешая дело в пользу налогоплательщика, указали:
1) информация о кадастровой стоимости принадлежащего налогоплательщику земельного участка в спорном периоде в нарушение требований НК РФ не была доведена до налогоплательщика в установленный срок;
2) довод о том, что налогоплательщик обязан был представить в налоговую инспекцию "нулевую" налоговую декларацию, а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков представить уточненную налоговую декларацию за спорный период в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ не основан на законе.
Коллегия судей ВАС: передавая дело в Президиум ВАМ (на стороне налогового органа) указала, что с учетом позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 № 7309/10 отсутствие результатов кадастровой оценки непосредственно спорного участка не препятствует применению налогоплательщиком доведенного до общего сведения удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала при расчете подлежащего уплате налога, исчисляемого налогоплательщиком самостоятельно.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа, с передачей дела на новое рассмотрение.
КОММЕНТАРИЙ-ПРИМЕЧАНИЕ: до появления мотивировочной части постановления Президиума ВАС по данному делу говорить о том, что решение вынесено в пользу налогового органа можно с определенной долей условности. Судя по видеозаписи дела и по словам представителя налогоплательщика некоторые имеющие значение для дела обстоятельства нижестоящими судами не исследовались в связи с чем, даже если их судебные акты будут отменены, то дело необходимо направить на новое рассмотрение. Поскольку данный спор является одним из самых принципиальных за последнее время (в том числе и в Свердловской области), то с появлением мотивировочной части планирую обязательно к нему вернуться со сводным комментарием как этого постановления, так и постановления Президиума ВАС от 28.06.2011 № 913/11, так как они оба посвящены поиску надлежащих и эффективных правовых механизмов защиты прав и интересов плательщиков земельного налога при повышении кадастровой стоимости земельных участков с соответствующим увеличением подлежащего уплате земельного налога.