Страницы

воскресенье, 27 ноября 2011 г.

Обязан ли плательщик земельного налога самостоятельно рассчитывать кадастровую стоимость земельного участка по средним удельным показателям или необходимо подавать УНД (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.11.2011 № 6662/11) (+ комментарий)

10 ноября Президиум ВАС РФ рассмотрел налоговый спор о том, как обязан поступать плательщик земельного налога если у него нет официальный данных по кадастровой стоимости. Тут было 2 варианта ответа:
а) налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитывать кадастровую стоимость земельного участка на основе средних удельных показателей кадастровой стоимости земель;
б) подавать уточненную декларацию после доведения до него кадастровой стоимости конкретного участка (Определение ВАС РФ от 04.08.2011 № ВАС-6662/11). Дело рассмотрено в пользу налогового органа (хотя возможно это еще и не так).


Судебные акты по делу: здесь.

Видеозапись рассмотрения дела: здесь.

Фабула: В 2003 году администрация субъекта РФ утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах, исчисленных в рублях за один квадратный метр. Кадастровая стоимость каждого конкретного земельного участка этим нормативным актом не устанавливалась и могла быть определена налогоплательщиком лишь расчетным путем в виде умножения среднего удельного показателя на площадь такого участка.

Вопрос: 1) Обязан ли налогоплательщик при исчислении земельного налога самостоятельно определять кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка, если до него были доведена лишь информация о средних удельных показателях кадастровой стоимости земель в пределах кадастрового квартала, а не информация о конкретной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка?
2) Обязан ли налогоплательщик при отсутствии информации о кадастровой стоимости конкретного земельного участка представить нулевую налоговую декларацию за соответствующий период, а впоследствии (когда эта информация будет до него доведена) представить уточненную декларацию за этот период с суммой земельного налога к уплате


Налогоплательщик: Не обязан. И в отсутствие утвержденной и доведенной до сведения налогоплательщика кадастровой стоимости конкретного земельного участка при исчислении земельного налога необходимо исходить из нормативной цены земли.

Налоговый орган: 1) налогоплательщик обладал возможностью использовать известные ему и утвержденные результаты государственной кадастровой оценки кадастрового квартала, в котором находится принадлежащий ему спорный земельный участок.
2) даже если исходить из того, что информация о кадастровой стоимости конкретного земельного участка не была доведена до налогоплательщика, то он обязан был представить в налоговую инспекцию "нулевую" налоговую декларацию, а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков представить уточненную налоговую декларацию за спорный период.

Арбитражные суды: разрешая дело в пользу налогоплательщика, указали:
1) информация о кадастровой стоимости принадлежащего налогоплательщику земельного участка в спорном периоде в нарушение требований НК РФ не была доведена до налогоплательщика в установленный срок;
2) довод о том, что налогоплательщик обязан был представить в налоговую инспекцию "нулевую" налоговую декларацию, а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков представить уточненную налоговую декларацию за спорный период в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ не основан на законе.

Коллегия судей ВАС: передавая дело в Президиум ВАМ (на стороне налогового органа) указала, что с учетом позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 № 7309/10 отсутствие результатов кадастровой оценки непосредственно спорного участка не препятствует применению налогоплательщиком доведенного до общего сведения удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала при расчете подлежащего уплате налога, исчисляемого налогоплательщиком самостоятельно.

ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа, с передачей дела на новое рассмотрение.

КОММЕНТАРИЙ-ПРИМЕЧАНИЕ: до появления мотивировочной части постановления Президиума ВАС по данному делу говорить о том, что решение вынесено в пользу налогового органа можно с определенной долей условности. Судя по видеозаписи дела и по словам представителя налогоплательщика некоторые имеющие значение для дела обстоятельства нижестоящими судами не исследовались в связи с чем, даже если их судебные акты будут отменены, то дело необходимо направить на новое рассмотрение. Поскольку данный спор является одним из самых принципиальных за последнее время (в том числе и в Свердловской области), то с появлением мотивировочной части планирую обязательно к нему вернуться со сводным комментарием как этого постановления, так и постановления Президиума ВАС от 28.06.2011 № 913/11, так как они оба посвящены поиску надлежащих и эффективных правовых механизмов защиты прав и интересов плательщиков земельного налога при повышении кадастровой стоимости земельных участков с соответствующим увеличением подлежащего уплате земельного налога.