Страницы

суббота, 19 ноября 2011 г.

Ну налоговики, ну дают... или о том, как народный обычай помог решить налоговый спор по НДС

Существует в праве такой не совсем «обычный» источник как обычай. Если в стародавние времена, когда никаких написанных законов на земле вообще еще не существовало он был, пожалуй, главным источником права, то с появлением государства был вытеснен формально-определенными писанными правовыми актами и сохранился лишь в частном праве да и то лишь как вспомогательный источник (ст. 5 ГК РФ «Обычаи делового оборота»).
Поэтому несколько неожиданно было обнаружить ссылку на обычаи и традиции (как основание принятого решения) в судебном акте, которым был разрешен налоговый спор. Речь идет об освобождении от уплаты НДС ритуальных услуг (подп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ). Подробный состав этих услуг на законодательном уровне не определен и вот налоговики вдруг решили, что перевозка людей от кладбища после похорон умершего к месту поминального обеда является услугой, которая должна облагаться НДС (вот так вот, у кого-то в семье горе, вызванное безвозвратной потерей близкого человека, а кто-то в это время умудряется выискивать где и как на этом можно собрать побольше налогов).
При рассмотрении этого спора было установлено, что ни один из нормативных актов не содержит исчерпывающего перечня ритуальных услуг и уж тем более не предусмотрено, что перевозка людей от кладбища к месту поминок не облагается НДС.

Что в такой ситуации можно было противопоставить налоговикам, которые упорно ссылались на наличие у налогоплательщика налогооблагаемой операции. Но суд нашел правильное решение. Он указал буквально следующее: «По сложившимся обычаям и традициям церемония похорон, как правило, завершается обрядом поминовения, то есть поминальным обедом, проводимым в определенном порядке в доме усопшего или в других местах: ресторанах, кафе и т.п. При значительных расстояниях от места проведения ритуала прощания до места погребения и далее до места поминовения роль шествия выполняют траурные кортежи (поезда). Обычно траурный кортеж состоит из автокатафалка, автобусов или легковых автомашин для участников церемонии». На этом основании суд пришел к выводу, что спорные услуги неразрывно связаны с обрядовыми действиями по захоронению и должны быть отнесены к ритуальным в целях определения наличия у налогоплательщика права на освобождение от уплаты НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2011 года № А56-5153/2011

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу Елдышева В.В. (доверенность от 05.03.2011 N 15-05/04345), от общества с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Автобаза. Ритуальные услуги" Замотаевой М.Ю. (доверенность от 12.02.2011 б/н), рассмотрев 12.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2011 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-5153/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированное предприятие "Автобаза. Ритуальные услуги", место нахождения: 195067, Санкт-Петербург, Шафировский пр-т, д. 12, ОГРН 1027804188170 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 12/34 (далее - Инспекция), о признании частично недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.11.2010 N 03/90 и требования об уплате налогов, пеней и штрафов от 24.01.2011 N 328.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.06.2011, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения Инспекции по эпизоду доначисления Обществу 5 081 437 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления соответствующих сумм пеней и штрафа в связи с необоснованным применением льготы, предусмотренной подпунктом 8 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, оказанные Обществом услуги по перевозке сопровождающих лиц от мест захоронения (кремации) к месту проведения участниками церемонии похорон обряда поминовения не относятся к операциям, подлежащим льготному налогообложению. В обоснование Общество ссылается на Закон Санкт-Петербурга от 04.10 2006 N 408-64 "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 408-64), в статье 2 которого спорные услуги не поименованы в составе ритуальных услуг.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель Общества в отзыве на жалобу и в судебном заседании просил оставить судебные акты в обжалуемой части без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
В ходе проверки налоговый орган в числе прочих нарушений выявил занижение налогоплательщиком на 5 081 437 руб. НДС, подлежащего исчислению и уплате с выручки от реализации услуг по перевозке сопровождающих лиц от мест захоронения (кремации) к месту проведения участниками церемонии похорон обряда поминовения. По мнению Инспекции, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 408-64 и Положением об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 N 210 (далее - Положение N 210), спорные услуги не относятся к ритуальным услугам, в связи с чем подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 08.11.2010 N 03/90, которым в числе прочих налогов доначислила налогоплательщику 5 081 437 руб. НДС, начислила соответствующую сумму пеней и привлекла его к ответственности в виде взыскания штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу N 16-13/01350 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Во исполнение решения от 08.11.2010 N 03/90 Инспекция направила заявителю требование об уплате налогов, пеней и штрафов от 24.01.2011 N 328.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, заявитель обжаловал ненормативные акты Инспекции (в том числе по эпизоду доначисления 5 081 437 руб. НДС, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа) в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования по спорному эпизоду, указав на правомерное применение Обществом льготного режима налогообложения в отношении услуг по перевозке сопровождающих лиц от мест захоронения (кремации) к месту проведения участниками церемонии похорон обряда поминовения.
Кассационная коллегия считает вывод судов правильным с учетом следующего.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации).
Поскольку понятие ритуальных услуг в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует, в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ следует использовать понятия, содержащиеся в других отраслях законодательства Российской Федерации.
Деятельность по организации похорон в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 8-ФЗ законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Организация похоронного дела на территории города Санкт-Петербурга регламентирована Законом Санкт-Петербурга N 408-64 и Положением N 210.
Статьей 2 Закона Санкт-Петербурга N 408-64 к ритуальным услугам отнесены услуги, включающие в себя прием заказа и заключение договоров на организацию похорон (агентские услуги приемщиков заказов на организацию похорон), захоронение и перезахоронение, услуги по кремации, транспортировка тел (останков) умерших (погибших), изготовление гробов и урн для захоронения праха, санитарная и косметическая обработка тел, бальзамирование, изготовление и установка надмогильных сооружений, производство иных предметов похоронного ритуала, изготовление надписей на памятниках, фотокерамических изделий, уход за местами погребения и отдельными захоронениями.
В пункте 8 Положения N 210 содержится перечень транспортных услуг, связанных с погребением. Лица, оказывающие транспортные услуги, связанные с погребением умерших (погибших), осуществляют:
- перевозку тел умерших (погибших) в морги, из моргов на кладбище для захоронения или в крематорий специально оборудованным транспортом при наличии медицинского свидетельства (справки) о смерти или гербового свидетельства о смерти, выданного органами записи актов гражданского состояния;
- перевозку умершего (погибшего) в гробу и (или) обрядовых принадлежностей из дома (больницы) в здание траурных торжественных обрядов, культовые здания и сооружения, крематорий, на кладбище;
- предоставление для указанных целей автокатафалка, а также пассажирского транспорта для перевозки сопровождающих лиц.
Проанализировав нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы по организации похорон, суды пришли к выводу, что ни один из этих актов не содержит исчерпывающего перечня ритуальных услуг.
По сложившимся обычаям и традициям церемония похорон, как правило, завершается обрядом поминовения, то есть поминальным обедом, проводимым в определенном порядке в доме усопшего или в других местах: ресторанах, кафе и т.п. При значительных расстояниях от места проведения ритуала прощания до места погребения и далее до места поминовения роль шествия выполняют траурные кортежи (поезда). Обычно траурный кортеж состоит из автокатафалка, автобусов или легковых автомашин для участников церемонии.
При рассмотрении дела судами установлено, что на основании наряд-заказов Общество оказывало лицам, являвшимся заказчиками обряда похорон, ритуальные услуги, включая и услуги по перевозке сопровождающих лиц от мест захоронения (кремации) к месту проведения участниками церемонии похорон обряда поминовения. Во всех наряд-заказах имеются данные свидетельств о смерти, а также сведения о марке автомобиля, предоставленного заказчику (автокатафалки), маршруте следования траурного кортежа (адреса морга, места отпевания, кладбища, места поминовения).
Поскольку спорные услуги неразрывно связаны с обрядовыми действиями по захоронению, суды сделали правильный вывод о том, что оказанные Обществом услуги по перевозке сопровождающих лиц от мест захоронения (кремации) к месту проведения участниками церемонии похорон обряда поминовения правомерно отнесены к ритуальным услугам, в отношении которых подпунктом 8 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрен льготный режим налогообложения НДС.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Инспекции, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу N А56-5153/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
М.В.ПАСТУХОВА