Джеймс Тобин |
Немного истории: налог был так назван по имени американского экономиста Джеймса Тобина, который в 1970-х предложил ввести налог на операции с иностранной валютой. По мнению Тобина, даже мизерные ставки в размере 0,1-0,25 % могут резко ограничить трансграничные валютные спекуляции, сделав большую часть из них невыгодной, а так же это могло бы принести государству не менее 150 млрд. долларов (по курсу тех годов). Собранные средства он предлагал разделить между Международным валютным фондом и национальными банками.Налог так и не был принят.
И вот, в конце сентября этого года Еврокомиссия, во главе с Шойбле, вспомнила про налог Тобина, и представила свои предложения по введению с 2014 г. налога на финансовые операции в 27 странах Евросоюза. По мнению Еврокомиссии ставка для сделок с акциями и облигациями должна составлять 0,1 %, для производных инструментов – 0,01 %.
По расчетам Еврокомиссии, налог может приносить порядка 57 млрд. евро в год.
Однозначного мнения по вопросу введения данного налога нет, так за его введение выступили Германия, Италия и Франция, против же выступает Великобритания. Несмотря на противодействие со стороны Англии, Шойбле настаивает, что данный налог всё равно следует ввести хотя бы в пределах 17 стран еврозоны.
Кстати, на саммите «большой двадцатки» в Каннах Аркадию Дворковичу был задан вопрос о возможности введения данного налога на территории России, на что он уклончиво ответил, что Россия не против введения налога на территории ЕС, но «мы не будем поддерживать коллективные решения по введению такого налога». Ну и правильно, нам своих налогов "девать некуда", а тут еще европейских нам не хватало.