вторник, 10 января 2012 г.

Как проверять банки по иным обязанностям в сфере налогов (ст.ст.46,48,76,86)? Квази-проверки введенный ВАС РФ?

Перед новым годом получил массу предложений от различных СМИ назвать 10-ку важнейших налоговых событий года, или прокомментировать уже кем-то составленные и опубликованные. Это, наверное, надо сделать, но чуть позже, т.к. еще не все ноябрьские и декабрьские тексты судебных актов опубликованы, поэтому хит-парад может быть неполным. Но вот один прецедент мне тут пришлось прокомментировать на семинаре у банкиров. Я, кстати, уже писал об этом "эпохальном" деле здесь, но тут надо наверное еще сказать дополнительно.
Начинаем по порядку.... Итак....

Согласно п.1 ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Конечная цель любой формы налогового контроля – проверка вопроса своевременности, полноты и правильности исчисления и уплаты налогов, исполнения иных налоговых обязанностей, а также выявление и пресечение действий, связанных с получением недобросовестными налогоплательщиками неосновательного обогащения за счет средств бюджета.
Таким образом, в соответствии со ст.82 НК РФ банки могут быть подвергнуты процедурам
налогового контроля только в рамках исполнения ими обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов. Исполнение банками роли специальных участников налоговых правоотношений, то есть обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет, исключает возможность проверять банки в порядке, предусмотренном гл.14 НК РФ. А отдельных норм, посвященных такому контролю, в НК РФ не предусмотрено. По этому поводу есть куча судебной практики  (постановление ФАС СЗО от 18.08.2011 № А42-6065/2010, постановление ФАС ЦО от 17.06.2010 № А14-18189/2009/639/28 и др.). Когда то даже аналогичным образом высказывался ВАС РФ, который указал, что проверка соблюдения кредитной организацией ст.ст.60, 76, 86 НК РФ путем проведения ВНП не предусмотрена. Однако, продолжил ВАС, такая проверка, проводится другими методами (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 № 1176/07).
Законодатель не дремал, и как то криво, но все-таки внес поправки в п. 15 ст. 7 Закона РФ от 12 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах РФ» согласно которым налоговые органы якобы получили право «контролировать выполнение кредитными организациями установленных НК РФ обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с ЦБ РФ».
Таким образом, можно предположить, что возможность проведения налоговыми органами контроля исполнения банками обязанностей, предусмотренных ст.86 НК РФ, законодателем предусмотрена. Однако, исходя из положений п.15 ст.7 фактическое проведение такого контроля допустимо только в соответствии с порядком, специально установленным ФНС РФ по согласованию с ЦБ РФ.
Однако ни ФНС ни ЦБ никакого порядка так за эти годы и не придумали и не согласовали. Поэтому вывод (ну логично ведь) налоговые органы не могут проверять банки на предмет исполнения ими других обязанностей, не связанных с их статусом как налогоплательщика, агента и др.
Однако, любимые государством принцип в сфере налогообложения (который нигде формально не закреплен, но ото всюду уши его торчат - "если нельзя но очень хочется (вариант, "ну очень надо", то можно, и отсутствие закона помехой тут не будет"). Так и в данном случае, в мае прошлого года появляется Постановление Президиума ВАС РФ от 10.05.2011 № 16535/10, а там написано, что мол, действительно, порядок контроля исполнения кредитными организациями иных обязанностей со стороны  ФНС РФ, по согласованию с ЦБ РФ не утвержден. Однако (ВНИМАНИЕ! ПРИЗ В СТУДИЮ!) ...  "... Поскольку банки при выполнении этих обязанностей не выступают в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов (налоговых агентов), проводимые в отношении них налоговым органом специфические контрольные мероприятия представляют собой иную форму контроля по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (Т.Е. ЕСЛИ ФОРМА, КОТОРАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ УТВРЕЖДЕНА, НЕ УТВЕРЖДЕНА, ОНА ПРОСТО СТАНОВИТСЯ "ИНОЙ") ...
Проведенная инспекцией документальная проверка (БА, ЧТО ЕЩЕ ЗА ЗВЭРЬ ТАКОЙ? ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА?), по результатам которой принято оспариваемое решение, не относится к налоговым проверкам, регулируемым ст.ст. 87-89 НК РФ. Результаты контрольного мероприятия оформлены инспекцией в виде акта, как того требует статья 101.4 Кодекса.
Данный способ документальной проверки как форма контроля по вопросам выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в частности п. 5 ст. 76 НК РФ, не нарушает прав и законных интересов общества".
КАК ТО ТАК...


Фактически, высшая судебная инстанция страны подыграла налоговикам  и в условиях отсутствия порядка, придумала "иной" порядок.
Конечно же мне кто-то может сказать: "а как тогда вообще банки проверять?... их что вообще  проверить нельзя?... ответственность для них есть, а применить ее невозможно... тогда все банки распоясаются... налоговая система рухнет... учителя без зарплат... пенсионеры без пенсий..." и прочий бред. Тем не менее, я могу даже сам, за критиков,  корректно выразиться, что высший суд был вынужден констатировать, что в условиях нерасторопности законодателей и уполномоченных ведомств, обязанных лиц все равно нельзя оставлять без контроля, даже в ущерб законности. Но, знаете, осадок какой-то всё равно остался...