ФНС России, Москва |
Посмотреть оригинал публикации вы можете здесь. Однако я решил также разместить текст письма вместе с приложениями у себя в блоге.
Примечательным же является то, что похоже это письмо является самым первым подзаконным документом нормативного характера, которое издает ФНС по вопросам применения новых положений раздела V.1 первой части Налогового кодекса РФ, вступившие в силу с 1 января 2012 года (см на Федеральный закон от 17.08.2011 № 227-ФЗ).Я бы его даже назвал "письмо № 1", но не в том плане, что письмо это самое главное, а в том плане, что оно самое первое . Текст письма ниже с моими комментариями что называется "МЕЖДУ СТРОК".
Письмо ФНС России от 12.01.2012 № ОА-4-13/85@
«О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения»
ФНС РФ в целях реализации главы 14.6 НК РФ, а также в связи с многочисленными вопросами, поступающими от налогоплательщиков, информирует о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения (далее также – Соглашение).
При рассмотрении вопросов, связанных с заключением Соглашений, ФНС России будет руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), договорами (соглашениями) об избежании двойного налогообложения, заключенными РФ с иностранными государствами, иными федеральными законами и актами законодательства о налогах и сборах, разъяснениями Минфина РФ.
Принимая во внимание, что вопросы налогового контроля за ценообразованием в большинстве случаев затрагивают внешнеторговые сделки, ФНС России при заключении Соглашений будет придерживаться общепринятых в международной практике принципов заключения таких соглашений, в частности содержащихся в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее – Руководство ОЭСР).
Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения представляет собой соглашение между налогоплательщиком и ФНС России о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 105.20 Кодекса возможно заключение следующих видов Соглашений:
- Соглашения между налогоплательщиком и ФНС России (пункт 1 статьи 105.20 Кодекса);
- Соглашения между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков), совершающими однородные контролируемые сделки, и ФНС России (пункт 3 статьи 105.20 Кодекса);
- Соглашения между налогоплательщиком, ФНС России и уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении такого Соглашения в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 105.20 Кодекса).
С целью обеспечения единообразного понимания терминов, связанных с различными видами Соглашений, ФНС России далее в настоящем письме использует терминологию согласно Руководству ОЭСР, а именно:
- термин «одностороннее соглашение» используется для любых соглашений, которые заключаются без участия компетентных органов исполнительной власти иностранного государства;
- термин «двустороннее соглашение» используется для соглашений, заключаемых с участием органа исполнительной власти иностранного государства соответственно.
Соглашение является широко используемым в мировой практике инструментом, который может способствовать разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих при реализации законодательства об определении цен для целей налогообложения. При этом выработка согласованной позиции происходит на принципах равной информированности сторон, открытости и взаимного доверия.
Заключение Соглашения позволяет налогоплательщикам и налоговым органам:
Также следует отметить, что при условии соблюдения положений заключенного Соглашения налогоплательщик может с более высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками, и снизить риски возможного применения санкций, предусмотренных статьей 129.3 Кодекса.
ЭКО ХВАТАНУЛИ.. ДАННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СТ. 129.3 НК РФ РЕАЛЬНО ЗАРАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПО НАЛОГОВЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ ЗА ПЕРИОД С 2014 ГОДА (20 % ОТ НЕДОИМКИ), А В СВОЕМ МАКСИМАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ - ПО НАЛОГОВЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ С 2017 ГОДА (40 % ОТ НЕДОИМКИ). Т.Е. ЭТО СКОРЕЕ 2018 ГОД И ДАЛЕЕ).. А ФНС УЖЕ БЕСПОКОИТСЯ О НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАХ... ЧТО БЫ ШТРАФОВ ОНИ ИЗБЕЖАЛИ.. ВОТ ВЕДЬ.. НАСТОЯЩАЯ СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ... КАК ТРОГАТЕЛЬНО...
- согласовать позиции относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок), в том числе еще до их совершения;
- минимизировать возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения.
Также следует отметить, что при условии соблюдения положений заключенного Соглашения налогоплательщик может с более высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками, и снизить риски возможного применения санкций, предусмотренных статьей 129.3 Кодекса.
ЭКО ХВАТАНУЛИ.. ДАННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СТ. 129.3 НК РФ РЕАЛЬНО ЗАРАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПО НАЛОГОВЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ ЗА ПЕРИОД С 2014 ГОДА (20 % ОТ НЕДОИМКИ), А В СВОЕМ МАКСИМАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ - ПО НАЛОГОВЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ С 2017 ГОДА (40 % ОТ НЕДОИМКИ). Т.Е. ЭТО СКОРЕЕ 2018 ГОД И ДАЛЕЕ).. А ФНС УЖЕ БЕСПОКОИТСЯ О НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАХ... ЧТО БЫ ШТРАФОВ ОНИ ИЗБЕЖАЛИ.. ВОТ ВЕДЬ.. НАСТОЯЩАЯ СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ... КАК ТРОГАТЕЛЬНО...
Таким образом, заключение Соглашения может позволить налогоплательщикам сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить административную нагрузку, связанную с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства.
В соответствии с положениями главы 14.6 Кодекса обратиться в ФНС России с заявлением о заключении Соглашения вправе только российская организация – налогоплательщик, отнесенный в соответствии со статьей 83 Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков. Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.2005 № 85н и приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.
Каждое обращение налогоплательщика о заключении Соглашения рассматривается ФНС России на предмет соответствия требованиям, установленным Кодексом. Факты, изложенные в Соглашении, должны быть обоснованы и документально подтверждены, а соответствующие документы в случае необходимости представлены по запросу налогового органа.
Каждое обращение налогоплательщика о заключении Соглашения рассматривается ФНС России на предмет соответствия требованиям, установленным Кодексом. Факты, изложенные в Соглашении, должны быть обоснованы и документально подтверждены, а соответствующие документы в случае необходимости представлены по запросу налогового органа.
Следует отметить, что сам по себе факт осуществления крупнейшим налогоплательщиком контролируемых сделок не является основанием для заключения Соглашения. Во многих случаях налогоплательщику целесообразно и достаточно вести документацию по выполнению требований законодательства, регулирующего определение цен для целей налогообложения, в установленном Кодексом порядке.
Так, если временные и трудовые затраты, связанные с процессом заключения Соглашения, выше, чем затраты на осуществление традиционных мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения (подготовка уведомлений, документации об определении цен для целей налогообложения и т.п.), выбор методологии определения цен для целей налогообложения является очевидным, а информация, используемая для целей применения методологии, является точной и достоверной, заключение Соглашения может быть признано налогоплательщиком нецелесообразным.
Заключение Соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон, стороны Соглашения не могут быть понуждены к его заключению.
НУ ТУТ ВРОДЕ, В ПРЕДЫДУЩИХ ДВУХ АБЗАЦАХ ВСЕ ВЕРНО УКАЗАНО, ПРИДРАТЬСЯ НЕ К ЧЕМУ, ВСЕ ПРАВИЛЬНО. СОГЛАШЕНИЕ ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ, НО НУЖНО ЛИ ОНО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ИЛИ ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ В РАМКАХ УСТАНОВЛЕННОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НАДО СНАЧАЛА ЗАЦЕНИТЬ И ОЦЕНИТЬ..
При заключении Соглашения ФНС России будет исходить из того, что предлагаемая методология определения цен для целей налогообложения обеспечивает исполнение положений пункта 1 статьи 105.3 Кодекса, согласно которым, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
Заключение Соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон, стороны Соглашения не могут быть понуждены к его заключению.
НУ ТУТ ВРОДЕ, В ПРЕДЫДУЩИХ ДВУХ АБЗАЦАХ ВСЕ ВЕРНО УКАЗАНО, ПРИДРАТЬСЯ НЕ К ЧЕМУ, ВСЕ ПРАВИЛЬНО. СОГЛАШЕНИЕ ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ, НО НУЖНО ЛИ ОНО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ИЛИ ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ В РАМКАХ УСТАНОВЛЕННОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НАДО СНАЧАЛА ЗАЦЕНИТЬ И ОЦЕНИТЬ..
При заключении Соглашения ФНС России будет исходить из того, что предлагаемая методология определения цен для целей налогообложения обеспечивает исполнение положений пункта 1 статьи 105.3 Кодекса, согласно которым, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
В случае если при рассмотрении заявления о заключении Соглашения выявлена информация, в частности, указывающая на наличие рисков уклонения от уплаты налогов, заключение такого Соглашения ФНС России будет признано необоснованным.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам РФ и межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до сведения крупнейших налогоплательщиков.Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса
А.Л. Оверчук
Приложение 1
Заключение, проверка исполнения и
прекращение соглашения о ценообразовании
Предварительное обсуждение основных положений соглашения о
ценообразовании
КАК МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ "ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ВЕЩЬ АБСОЛЮТНО РАЗУМНАЯ. НАЛОГОВИКИ КАК БЫ ГОВОРЯТ: "РЕБЯТА, ПРЕТЕНДОВАТЬ НА СОГЛАШЕНИЕ - ЭТО КОНЕЧНО ВАШЕ ПРАВО, НО ЛУЧШЕ С НАМИ ПОСОВЕТОВАТЬСЯ, ЧТО БЫ ВАМ ЖЕ ЛЕГЧЕ БЫЛО... ЧТОБ НЕ ЛЕЗТЬ НА РОЖОН.. ПОДСКАЖЕМ, ПОМОЖЕМ... КАК ТО ТАК.. ПОКА ВСЕ РАЗУМНО, НО СТРАШНО ИНТЕРЕСНО, КАК ЭТО БУДЕТ РЕАЛИЗОВЫВАТЬСЯ НА ПРАКТИКЕ...
С целью оценки целесообразности обращения с заявлением о заключении Соглашения, обеспечения его более качественной подготовки, сокращения сроков рассмотрения заявления, а также для уточнения требований ФНС России к составу и содержанию документов и материалов, необходимых для заключения Соглашения, налогоплательщик может обратиться в ФНС России для предварительного обсуждения основных положений Соглашения.
Во время предварительного обсуждения налогоплательщик может в виде презентации или в иной удобной форме изложить:
сущность и фактические обстоятельства контролируемой сделки, которая может являться предметом Соглашения;
описание хозяйственной деятельности сторон контролируемой сделки, налоговыми резидентами каких государств они являются, являются ли стороны
контролируемой сделки взаимозависимыми, характер взаимозависимости;
предполагаемую методологию определения цен для целей налогообложения, источники информации и иные сведения, которые налогоплательщик посчитает необходимым указать.
Предварительное обсуждение процесса заключения и основных положений Соглашения между налогоплательщиком и налоговой администрацией широко используется в международной практике и входит в список рекомендаций, содержащихся в Руководстве ОЭСР (приложение к Главе IV «Рекомендации по заключению предварительных соглашений о ценообразовании в соответствии с взаимосогласительными процедурами»). Более подробно с материалами по
данному вопросу можно ознакомиться на официальном сайте ОЭСР (текст на
английском языке доступен по адресу http://www.oecd.org).
НУ МОГЛИ БЫ И ПЕРЕВЕСТИ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ТО.. А ТО ЦЕЛОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАЛИ "ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ", А ПЕРЕВЕСТИ ЧТО ТРУДНО ЧТО ЛИ?
Для организации предварительного обсуждения необходимо направить письмо в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России посредством электронной почты, факсимильной связи или почтовым отправлением. Необходимая контактная информация доступна на официальном сайте ФНС России в разделе «Трансфертное
ценообразование» по адресу http://www.nalog.ru/mnsrus/transfer/.
В заголовке письма указывается: «Предварительное обсуждение соглашения о ценообразовании». В тексте письма также необходимо указать контактные данные лиц, которые примут участие в предварительном обсуждении, а именно: наименование организации, ФИО и должность контактного лица, телефон и адрес электронной почты, документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в обсуждении.
По результатам предварительного обсуждения ФНС России может уведомить налогоплательщика о своей позиции относительно целесообразности подачи заявления о заключении Соглашения, а также о своей оценке временных затрат, необходимых для заключения конкретного Соглашения.
Независимо от позиции ФНС России налогоплательщик сохраняет право обратиться с официальным заявлением о заключении такого Соглашения.
Заявление налогоплательщика о заключении
соглашения о ценообразовании
Рекомендованная форма заявления о заключении Соглашения приведена в
Приложении 2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.22 Кодекса к заявлению налогоплательщика о заключении Соглашения, представляемому налогоплательщиком в ФНС России, прилагаются:
1. Проект Соглашения (в Приложении 3 приведена примерная структура
Соглашения);
2. Документы о деятельности налогоплательщика, связанной с
контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении
которых налогоплательщиком предлагается заключить Соглашение;
3. Копии учредительных документов налогоплательщика;
4. Копия свидетельства о государственной регистрации
налогоплательщика;
5. Копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в
налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской
Федерации;
6. Бухгалтерская отчетность налогоплательщика за последний отчетный
период;
7. Документ, подтверждающий уплату заявителем государственной
пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о
заключении Соглашения (далее – государственная пошлина).
Реквизиты для перечисления государственной пошлины размещаются на
сайте ФНС России.
8. Иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении Соглашения.
В Приложении 4 приведены рекомендации относительно информации, необходимой для заключения Соглашения, представления и оформления документов.
Заявление о заключении Соглашения и прилагаемая документация направляются в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России посредством вручения документов по описи либо почтовым отправлением по адресу места нахождения ФНС России.
В связи с тем, что как возможность заключения Соглашения, так и продолжительность данного процесса в значительной степени зависят от полноты и качества предоставленной налогоплательщиком информации, чрезвычайно важным является готовность налогоплательщика, обратившегося с заявлением о заключении Соглашения, своевременно предоставлять информацию и пояснения, имеющие значение для целей Соглашения.
В случае, если по каким-либо причинам после направления заявления налогоплательщик посчитает заключение Соглашения нецелесообразным, налогоплательщик может добровольно отозвать свое заявление. При этом государственная пошлина, уплаченная за рассмотрение заявления, не возвращается.
НУ КТО БЫ СОМНЕВАЛСЯ.. КТО ЗАБЫЛ, НАПОМНЮ, ГОСПОШЛИНА 1,5 МЛН. РУБЛЕЙ... ПЕРЕДУМАЛ И ПРОЩАЙТЕ ДЕНЕЖКИ
Рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании
После получения заявления о заключении Соглашения и прилагаемой к нему документации ФНС России создает рабочую группу и уведомляет об этом налогоплательщика. После первоначального ознакомления с заявлением о заключении Соглашения ФНС России уведомляет налогоплательщика о необходимости организации обсуждения проекта Соглашения и (или) о представлении дополнительной информации.
Совместное обсуждение проекта Соглашения членами рабочей группы ФНС России и уполномоченными представителями налогоплательщика (полномочия представителей налогоплательщика подтверждаются соответствующей доверенностью) происходит по месту нахождения ФНС России.
На этапе обсуждения проекта Соглашения важным является полнота, достоверность и своевременность представления налогоплательщиком дополнительной информации, необходимой для заключения Соглашения.
Рассмотрение проекта Соглашения должно быть завершено в срок, не превышающий шести месяцев со дня получения документов ФНС России.
Указанный срок может быть продлен до девяти месяцев.
В соответствии с пунктом 2 статьи 105.20 Кодекса налогоплательщик может обратиться с заявлением о заключении двустороннего соглашения, то есть соглашения с участием уполномоченного органа исполнительной власти государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, в порядке, устанавливаемом Минфином РФ.
Для повышения эффективности процесса заключения Соглашения с участием уполномоченного органа исполнительного органа иностранного государства, учитывая различия в сроках рассмотрения обращений, второй стороне сделки – иностранной компании рекомендуется также начать соответствующую процедуру заключения Соглашения с представителями уполномоченного органа исполнительной власти данного иностранного
государства. Подобная одновременная подача документов всеми участниками сделки в соответствующие органы исполнительной власти отвечает рекомендациям ОЭСР и является сложившейся мировой практикой. Также возможно заключение международных соглашений с несколькими иностранными государствами по аналогичной схеме.
Вынесение решения
По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком, ФНС России выносит одно из следующих решений:
решение о заключении Соглашения;
мотивированное решение об отказе от заключения Соглашения;
решение о необходимости доработки проекта Соглашения.
Соответствующее решение о заключении Соглашения (об отказе от заключения Соглашения, о необходимости доработки проекта Соглашения) с указанием места, даты и времени подписания Соглашения в случае принятия решения о заключении Соглашения направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) по почте заказным
письмом в течение пяти дней с даты принятия такого решения.
Копия Соглашения, заключенного с налогоплательщиком, направляется ФНС России в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.
В случае вынесения решения о необходимости доработки проекта Соглашения, налогоплательщик вправе после доработки проекта Соглашения, устранения замечаний и предоставления дополнительной информации обратиться с повторным заявлением о заключении Соглашения. В Приложении 2 приведена соответствующая форма такого заявления.
При повторном представлении проекта Соглашения и прилагаемых к нему
документов ФНС России принимает решение в течение трех месяцев.
МИНУТОЧКУ, МИНУТОЧКУ.. "ПОСТОЙ ПАРОВОЗ, НЕ СТУЧИТЕ КОЛЕСА"... А ЧТО, ГОСПОШЛИНУ МНЕ ВНОВЬ В ПОЛТОРА МИЛЛИОНА ПЛАТИТЬ? ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ? С ОДНОЙ СТОРОНЫ, НК РФ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ УПЛАТУ ГОСПОШЛИНЫ ПРИ ПОВТОРНОМ ОБРАЩЕНИИ. И ЭТО ЛОГИЧНО, Т.К. ГОСПОШЛИНА ОДИН РАЗ УЖЕ БЫЛА УПЛАЧЕНА.
НО С ДРУГОЙ ТО СТОРОНЫ (И Я ДУМАЮ ЭТО И БУДЕТ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ ФНС, ХОТЯ В НАСТОЯЩЕМ ПИСЬМЕ И НЕ ОЗВУЧЕННОЙ), ЧТО ПРИ ПОВТОРНОМ ОБРАЩЕНИИ СДАЮТСЯ В ФНС ВСЕ ТЕ ЖЕ ДОКУМЕНТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ, КОНЕЧНО ЖЕ И ГОСПОШЛИНА. ЗНАЧИТ - ПЛАТИ ВТОРОЙ РАЗ.
Срок действия соглашения о ценообразовании
Срок действия Соглашения устанавливается по соглашению сторон в пределах, определенных статьей 105.21 Кодекса. В соответствии с положениями данной статьи срок действия Соглашения не может превышать трех лет.
Соглашение вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано, если иное не предусмотрено непосредственно Соглашением.
Действие Соглашения может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором крупнейший налогоплательщик обратился в ФНС России с заявлением о заключении Соглашения до дня вступления в силу указанного Соглашения.
Основным критерием определения срока действия Соглашения является соблюдение принципа, установленного в пункте 1 статьи 105.3 Кодекса, на протяжении всего срока действия Соглашения.
Налогоплательщик при соблюдении им всех условий Соглашения вправе обратиться в ФНС России с заявлением о продлении срока его действия.
Соглашение может быть продлено по соглашению сторон не более чем на два года. Рассмотрение вопроса о продлении срока действия Соглашения осуществляется в порядке, установленном статьей 105.22 Кодекса для рассмотрения заявления о заключении Соглашения.
Проверка исполнения соглашения о ценообразовании
В соответствии со статьей 105.23 Кодекса проверка исполнения налогоплательщиком Соглашения осуществляется ФНС России в соответствии с порядком, предусмотренным главой 14.5 Кодекса.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 105.19 Кодекса для избежания излишнего документооборота, минимизации финансовых, трудовых и временных затрат в Соглашении может быть предусмотрен механизм мониторинга исполнения налогоплательщиком условий Соглашения.
В рамках мониторинга исполнения Соглашения сторонами могут быть определены и согласованы перечень, формат и содержание документов, необходимых для подтверждения исполнения условий Соглашения, а также периодичность их предоставления.
Детальность и периодичность предоставляемых в налоговые органы документов в целях мониторинга Соглашения могут различаться в зависимости от сложности методологии определения цены сделки для целей налогообложения.
МИНУТОЧКУ, ЭТО О ЧЕМ ЖЕ ПИШЕТ ФНС? А ПИШЕТ ОНА ФАКТИЧЕСКИ О ТОМ, ЧТО В РЯДЕ СЛУЧАЕВ ПРОВЕРКИ МОГУТ БЫТЬ ЗАМЕНЕНЫ НЕКИМ МОНИТОРИНГОМ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ ЭТО КОНЕЧНО ПРАВИЛЬНО И ЛОГИЧНО, И ДАЖЕ РАЗУМНО. ТОЛЬКО УЖ БОЛЬНО ЭТО КОРРУПЦИОННОЕМКО, КАК СЕЙЧАС ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ. А КРОМЕ ТОГО, КАК БЫ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ЕЩЕ ХУЖЕ. НЕ ТАК, ЧТО "МОНИТОРИНГ ВМЕСТО ПРОВЕРКИ", А "И МОНИТОРИНГ, И ПРОВЕРКА". А ЧТО? РАЗВЕ ТАКОЕ НЕ ВОЗМОЖНО? ИСХОДЯ ИЗ ВЫШЕПРИВЕДЕННОГО ТЕКСТА - ЕЩЕ КАК ВОЗМОЖНО.
В случае если налогоплательщиком были соблюдены условия Соглашения, ФНС России не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении тех контролируемых сделок, цены (методы их определения) по которым были согласованы в Соглашении, по основаниям и в порядке, предусмотренным главой 14.5 Кодекса, то есть в рамках налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
По иным основаниям, предусмотренным Кодексом, налоговый орган вправе провести проверку правильности исчисления и своевременности уплаты налога и, соответственно, при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах принять решение о доначислении налогов (пеней, штрафов), независимо от наличия действующего Соглашения.
Заключение Соглашения не освобождает налогоплательщика от представления уведомления о контролируемых сделках.
ВОТ ТО ТО И ОНО. КАК БЫ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО И СОГЛАШЕНИЕ ЕСТЬ, А КОШМАРИНИЕ БИЗНЕСА ОСТАЕТСЯ.
Прекращение соглашения о ценообразовании
Соглашение прекращается по истечении срока его действия либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных статьей 105.24 Кодекса.
Действие Соглашения может быть прекращено досрочно по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при нарушении налогоплательщиком условий Соглашения в течение срока его действия, повлекшем за собой неполную уплату налогов и выявленном в ходе проверки исполнения Соглашения.
Соглашение также может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.
Решение ФНС России о прекращении Соглашения вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения по адресу, указанному в заявлении о заключении Соглашения.
Решение о прекращении Соглашения, направленное налогоплательщику по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней со дня направления такого заказного письма.
Копия указанного решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Уплата суммы налога, пеней и штрафа осуществляется только в случае, если прекращение Соглашения вследствие неисполнения (нарушения) его условий повлекло занижение суммы налога.
Конфиденциальность условий соглашения о ценообразовании
Положения статьи 102 Кодекса распространяются на все сведения о налогоплательщике, полученные ФНС России при заключении Соглашения.
В то же время налогоплательщик, заключивший Соглашение, вправе уведомить лиц, с которыми совершаются сделки, о факте заключения Соглашения и об установленном в нем порядке определения цены, применяемой для целей налогообложения.
Стабильность условий соглашения о ценообразовании
Условия заключенного Соглашения остаются неизменными до истечения срока его действия в случае изменения законодательства о налогах и сборах в части регулирования отношений, возникающих при заключении Соглашения, внесении в него изменений и прекращения его действия.
В случае иных изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, влияющих на деятельность налогоплательщика, стороны соглашения имеют право внести в текст соглашения о ценообразовании соответствующие изменения.
Приложение 2
Федеральная налоговая служба
Управление трансфертного
ценообразования и
международного сотрудничества
ЗАЯВЛЕНИЕ
О ЗАКЛЮЧЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.19 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее – Кодекс) российская организация – налогоплательщик
(полное и сокращенное наименование организации, организационно-правовая форма, ИНН)
просит рассмотреть настоящее заявление о заключении ____________________
(одностороннего, двустороннего, нужное указать)
соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.
К настоящему заявлению прилагаются документы, предусмотренные
статьей 105.22 Кодекса, и иные документы в соответствии с описью.
Информация, содержащаяся в прилагаемых документах, является полной и
достоверной.
Должность, Ф.И.О., телефон, факс, адрес электронной почты лица,
ответственного за подготовку настоящего заявления о заключении соглашения о
ценообразовании и прилагаемых к нему документов _________________________
Опись документов, представляемых с заявлением о заключении
соглашения, прилагается.
Приложение: на ___ л. в 2 экз.
(должность, Ф.И.О. руководителя организации,
представителя)
(подпись)
М.П. “ ” 20 г.
Федеральная налоговая служба
Управление трансфертного
ценообразования и
международного сотрудничества
ЗАЯВЛЕНИЕ
О ПОВТОРНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОЕКТА
СОГЛАШЕНИЯ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.19 и пунктом 7 статьи 105.22
Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и на основании
решения ФНС России о необходимости доработки проекта соглашения о
ценообразовании
от ____________ № ______________ российская организация – налогоплательщик
(полное и сокращенное наименование организации, организационно-правовая форма, ИНН)
просит рассмотреть настоящее заявление о повторном представлении проекта
соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.
К настоящему заявлению прилагаются документы, предусмотренные
статьей 105.22 Кодекса, и иные документы в соответствии с описью.
Замечания, указанные в решении ФНС России
от ____________ № ______________, учтены. Информация, содержащаяся в
прилагаемых документах, является полной и достоверной.
Должность, Ф.И.О., телефон, факс, адрес электронной почты лица,
ответственного за подготовку настоящего заявления о повторном представлении
проекта соглашения о ценообразовании и прилагаемых к нему документов______
Опись документов, представляемых с заявлением о повторном
представлении проекта соглашения о ценообразовании, прилагается.
Приложение: на ___ л. в 2 экз.
(должность, Ф.И.О. руководителя организации,
представителя)
(подпись)
М.П. “ ” 20 г.
Приложение 3
Примерная структура соглашения о ценообразовании
Раздел 1. Стороны соглашения
Раздел 2. Срок действия соглашения
Раздел 3. Сделки, являющиеся предметом соглашения
Раздел 4. Методология определения цен для целей налогообложения
Раздел 5. Дополнительные положения и важные допущения
Раздел 6. Мониторинг выполнения условий соглашения
Раздел 7. Механизм обеспечения соблюдения условий соглашения
Раздел 8. Условия продления соглашения
Раздел 9. Прекращение соглашения
Раздел 10. Конфиденциальность условий соглашения
Раздел 11. Реквизиты сторон
Приложение 4
Информация, имеющая значение при заключении соглашения о
ценообразовании
ФНС России в целях избежания излишнего документооборота рекомендует вместе с заявлением о заключении Соглашения, проектом соответствующего Соглашения и иными документами, перечисленными в пункте 1 статьи 105.22 Кодекса, представлять дополнительную информацию, имеющую значение при заключении Соглашения, в виде единого документа в произвольной форме, который учитывает положения глав 14.2 и 14.3 Кодекса и содержит в том числе следующие разделы:
А ВОТ ЭТО ОЧЕНЬ НАПОМИНАЕТ БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ОТ ФНС.. ТИПА: "НЕТ КОНЕЧНО ВЫ, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ ЭТО ДЕЛАТЬ ВСЁ НЕ ОБЯЗАНЫ, НО МЫ ЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ, НАСТОЯТЕЛЬНО, ПО СЛЕДУЮЩИМ РАЗДЕЛАМ"... УСПОКАИВАЕТ ТОЛЬКО ОДНО - ЭТО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК И БЕЗ ТОГО ОБЯЗАН БУДЕТ ДЕЛАТЬ В РАМКАХ СВОЕГО САМОКОНТРОЛЯ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО БУДЕТ ОН ЗАКЛЮЧАТЬ СОГЛАШЕНИЕ С ФНС ИЛИ НЕ БУДЕТ.. ВСЕ РАВНО ЭТО ВСЕ ДЕЛАТЬ ПРИДЕТСЯ.
1. Описание основных характеристик сферы (вида) деятельности налогоплательщика, обратившегося с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, необходимое для понимания особенностей процесса ценообразования.
Сведения, содержащиеся в данном разделе:
описание производимых товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемой сделки, их классификация, определение характерных свойств предмета сделки, с целью оценки возможности потенциального сопоставления с однородными (идентичными) товарами (работами, услугами);
существующий уровень конкуренции в отрасли (основные конкуренты, потребители производимой продукции, поставщики сырья и материалов) и оценка влияния особенностей конкурентной среды на процессы ценообразования;
возможные заменители производимых товаров (работ, услуг) или иные товары, влияющие на процессы ценообразования в данной отрасли промышленности;
уровень государственного регулирования в отрасли и влияние такого регулирования на процессы ценообразования;
выводы относительно вышеуказанных и иных существенных обстоятельств и причин, оказывающих воздействие на ценообразование (факторы ценообразования).
2. Описание основных характеристик группы компаний, в которую входит налогоплательщик, обратившийся с заявлением о заключении Соглашения.
Сведения, содержащиеся в данном разделе:
структура собственности группы компаний (схема с указанием долей владения и осуществляемых функций) или часть такой структуры, включающая лиц, оказывающих влияние на ценообразование сделок, являющихся предметом Соглашения;
основные конкурентные преимущества группы компаний (включая перечень материальных и нематериальных активов, оказывающих существенное влияние на ценообразование);
общая характеристика места группы компаний в отрасли промышленности (лидер, крупнейшая компания, одна из многих и т.п.);
информация о ранее заключенных группой компаний соглашениях о ценообразовании;
выводы относительно основных характеристик группы компаний в целом и отдельных участников контролируемой сделки.
3. Функциональный анализ.
Сведения, содержащиеся в данном разделе:
анализ экономических обстоятельств деятельности сторон при осуществлении сделок (с учетом выводов Раздела 1 настоящего приложения), включая определение коммерческих и (или) финансовых условий сделки;
анализ функций, осуществляемых сторонами сделки (с учетом выводов Раздела 2);
анализ активов (включая нематериальные активы), используемых каждой стороной для осуществления сделки;
анализ рисков, принимаемых каждой из сторон;
вывод относительно функционального профиля сторон сделок, являющихся предметом соглашения о ценообразовании.
ЧИТАЕМ ЧИТАЕМ, СЕЙЧАС "ОПТОМ" ПРОКОММЕНТИРУЮ...
4. Выбор методики ценообразования для целей налогообложения и источников информации.
В данном разделе приводится обоснование предлагаемой методики ценообразования для целей налогообложения, учитываются относительные преимущества и недостатки каждого метода с учетом сущности контролируемой сделки, экономических обстоятельств деятельности сторон при осуществлении сделок, доступности надежной информации по сопоставимым сделкам и (или) компаниям с учетом результатов функционального анализа, в том числе:
обоснование причин выбора методики ценообразования для целей налогообложения (с учетом выводов Разделов 1-3);
обоснование выбора источников информации и порядка их использования (основные и резервные);
экономический анализ (расчет рыночного интервала цен или рентабельности);
обоснование необходимости корректировок результатов экономического анализа;
анализ возможного влияния условий Соглашения на размер налоговых обязательств сторон контролируемой сделки.
ЗНАЕТЕ ЧТО Я ВАМ СКАЖУ, КОГДА "ОГЛАСИЛИ ВЕСЬ СПИСОК"... ТАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ ХОТЯТ ВИДЕТЬ НАЛОГОВИКИ - ЗНАЕТ ТОЛЬКО НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК В ХОЛДИНГЕ. И ТО, ПОЛОВИНА ЗНАНИЙ У НИХ НЕ НА БУМАГЕ, НЕ НА ДИСКЕТАХ, А В ГОЛОВЕ... А НЕКОТОРАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВООБЩЕ МОЖЕТ БЫТЬ И НЕ ДО КОНЦА ИЗВЕСТНА ДАЖЕ САМЫМ ВАЖНЫМ ТОП-МЕНЕДЖЕРАМ ИЛИ АКЦИОНЕРАМ. И КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЗАХОЧЕТ ЛИ ГЛАВА И/ИЛИ ВЛАДЕЛЕЦ ХОЛДИНГА ВЫДАТЬ ВСЮ ЭТУ СВЕРХ КОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ И СВЕРХ КОНКУРЕНТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, КАКОМУ ТО НЕИЗВЕСТНОМУ "ВАСЕ" ИЗ ФНС?... ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ ТАКОГО ОЛИГАРХА, КОТОРЫЙ БЫ ЭТО ВСЕ ВЗЯЛ И НАПРАВИЛ? МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЕСЛИ КАКОЙ ХОЛДИНГ И ПРЕДСТАВИТ ЭТУ ИНФУ В ФНС, ТО РУКОВОДСТВО ХОЛДИНГА СЛЕДУЕТ НЕМЕДЛЕННО НАПРАВИТЬ В СУМАСШЕДШИЙ ДОМ. ЧИТАЛ Я ЭТО СПИСОК У ДУМАЛ: "НУ И БРЕД..." А КАК ВАМ?
Предоставление и оформление документов
Заявление о заключении Соглашения (заявление о повторном представлении проекта Соглашения) составляется на русском языке.
К заявлению прикладывается опись документов, содержащая информацию о номере документа по порядку, наименовании документа, кратком содержании документа, количестве листов документа и наличии электронной версии документа.
Сведения, указанные в документах, должны содержать ссылки на источники информации, которые в случае необходимости должны быть представлены по запросу ФНС России.
В частности, при рассмотрении заявления о заключении Соглашения и документов к нему ФНС России может дополнительно запросить:
1) бухгалтерскую (финансовую) отчетность участников контролируемой сделки, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности, при отсутствии этих документов в налоговых органах Российской Федерации;
2) кредитную, тарифную, маркетинговую политику или иные внутренние документы, регулирующие ценовую политику налогоплательщика;
3) договор(-ы), на основании которого осуществляются контролируемые сделки, являющиеся предметом Соглашения, товарные накладные, акты выполненных работ, услуг, иные документы, подтверждающие результаты реализации товаров, оказания работ, услуг (отчеты, заключения, меморандумы и т.п.);
НЕ ПОНЯЛ. ЭТО ЧТО ЖЕ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ МОЕГО ЗАЯВЛЕНИЯ У МЕНЯ "ПОД ШУМОК" ЗАТРЕБУЮТ "ПЕРВИЧКУ"? ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО В РАМКАХ РАССМОТРЕНИЯ МОЕГО ЗАЯВЛЕНИЯ ФНС ПРОВЕДЕТ ПОЛНОЦЕННУЮ ВЫЕЗДНУЮ НАЛОГОВУЮ ПРОВЕРКУ. А СПИСОК ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ И СВЕДЕНИЙ, КОТОРЫЙ РАСПОЛОЖЕН НИЖЕ ТОЛЬКО ПОДТВЕРЖДАЕТ МОЮ ДОГАДКУ...
4) учетную политику для целей налогового учета на год, в котором подается заявление о заключении соглашения о ценообразовании, перечень изменений в учетной политике (по сравнению с предыдущим годом) и их влияние на определение налоговой базы;
5) регистры налогового учета доходов, внереализационных доходов, расходов, внереализационных расходов с расшифровкой, в том числе по статьям, контрагентам, операциям (контролируемым сделкам);
НУ... ЧТО Я ГОВОРИЛ?
6) штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников, обеспечивающих выполнение тех или иных функций, указанных в Разделе 3 настоящего приложения;
7) паспорт сделки при осуществлении валютных операций между российской и иностранной организациями;
8) выписки по банковским счетам, ведомость банковского контроля в подтверждение фактической оплаты стоимости товара (работы, услуги) в рамках сделки, являющейся предметом Соглашения;
9) грузовые таможенные декларации;
10) транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы, подтверждающих ввоз/вывоз товаров.
Я ЖЕ ГОВОРЮ ... ПОЛНОЦЕННАЯ ПРОВЕРКА... ДА ЕЩЕ ПО ХЛЕЩЕ НЕКОТОРЫХ НАСТОЯЩИХ ВЫЕЗДНЫХ..
Запрашиваемые документы представляются в виде заверенных копий.
Приложение 5
Схема процесса заключения соглашения о ценообразовании (см. на сайте ФНС РФ)