Вынесенная в название поста фраза, приписываемая В.И. Ленину, непосредственно касается ситуации, когда налоговики, прикрываясь буквой закона ведут себя крайне недобросовестно. Тем отраднее, что в последнее время суды все больше внимания уделяют не только формальному соблюдению налоговыми органами прав налогоплательщика, предоставленных им в ходе производства по делам о налоговых правонарушениях, но и гарантиям реализации этих прав. Ведь, как известно, любое законодательно установленное право, если оно не обеспечено необходимыми возможностями его реализации, остается лишь громкой, но пустой декларацией.
На сегодняшний день абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ закрепляет право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, до вынесения решения по ее итогам знакомиться со всеми материалами, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Однако при этом данная норма не устанавливает даже хотя бы какого-то намека на то, что для ознакомления должен быть предоставлен некий разумный срок, который, конечно же, всегда должен определяться индивидуально применительно к каждой конкретной ситуации, но вместе с тем должен обеспечить проверяемому лицу возможность не просто что называется «снять информацию», но и «переварить» ее и подготовить свои пояснения и (или) возражения.
Совсем недавно, в ФАС Западно-Сибирского округа было рассмотрено дело со следующими обстоятельствами. Налоговым органом были получены дополнительные доказательства по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, для ознакомления с которыми проверяемое лицо было приглашено 01.10.2010 - в пятницу, а уже на следующий рабочий день 04.10.2010 - в понедельник в 9 час. 00 мин. оно было приглашено на их рассмотрение, при том, что копии документов вручены представителям данного лица не были.
Вместе с тем 04.10.2010 состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки, включая акт проверки с материалами, полученными в ходе проведения проверки, и материалы, полученные в результате дополнительных мероприятий налогового контроля.
Обратим внимание, что здесь допущено сразу два нарушения прав проверяемого лица, причем формально их можно даже и не заметить. Внешне казалось бы выглядит все гладко, материалы дополнительных мероприятий проверяемому лицу для предоставлены (пусть и только лишь для обозрения), его право присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля соблюдено. Но за всем этим стоит, во-первых, недостаточность времени для РЕАЛЬНОГО (а не формального) ознакомления с материалами проверки, а, во-вторых, неосведомленность проверяемого лица о том, что налоговый орган собирается рассмотреть не только материалы дополнительных мероприятий, но и материалы, полученные в период проведения проверки (ознакомление с которыми тоже требует какого-то определенного времени). То есть даже если проверяемое лицо и явилось в означенное время в налоговый орган, но оказалось не готово к рассмотрению именно материалов самой проверки, потому что не было заранее уведомлено именно об их рассмотрении, то и в этом случае происходит нарушение прав и законных интересов такого лица.
Отрадно, что суд не оставил всё это без внимания, придя к выводу, что налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели к принятию неправомерного решения, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ, ст. 201 АПК РФ является самостоятельным основанием для признания ненормативного правового акта недействительным. При этом суд учел оба нарушения, указав, что:
1) налоговым органом были получены дополнительные доказательства по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, которые в нарушение требований статьи 101 НК РФ не были предоставлены Обществу в период времени, достаточный для ознакомления;
2) поскольку факт извещения Общества о рассмотрении именно материалов налоговой проверки материалами дела не подтвержден, следовательно, лицу, в отношении которого проводилась проверка, не обеспечена возможность участвовать именно в процессе рассмотрения таких материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, представить объяснения, то есть налогоплательщику не обеспечена возможность для защиты своих прав и законных интересов, в том числе путем представления ему для ознакомления всех имеющихся доказательств.
ОАО "Новокузнецкая управляющая компания" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 04.10.2010 N 6058 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.06.2011 требования удовлетворены частично, решение Инспекции признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в связи с включением в налоговую базу платы за наем жилых помещений, платы за капитальный ремонт, сумм дотаций на покрытие разницы в ценах на содержание и ремонт жилищного фонда и на компенсацию затрат за предоставленные гражданам меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг, в части применения налоговых вычетов по НДС по счету 76.09 "Выполненные работы по капитальному ремонту по муниципальному контракту", соответствующих сумм пени и штрафа; в части доначисления налога на прибыль в связи с включением в налоговую базу платы за капитальный ремонт, в части включения в состав расходов за 2008 затрат в сумме 9 670 246 руб. по счету 76.09 "Выполненные работы по капитальному ремонту по муниципальному контракту", соответствующих сумм пени и штрафа; в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 298 320, 40 руб., начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 249 246, 54 руб.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 решение суда изменено, решение Инспекции признано недействительным в полном объеме.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции о нарушении налоговым органом процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, его прав, обстоятельствам дела, просит указанные решение и постановление в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
Общество просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что по результатам выездной налоговой проверки Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 Инспекцией составлен акт от 30.07.2010 N 70 и принято решение от 04.10.2010 N 6058, оставленное без изменения решением вышестоящего налогового органа от 10.12.2010 N 993, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль, НДС, статьей 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц; Обществу предложено уплатить налог на прибыль за 2007, 2008 и 2009 годы, НДС с 2006 по 2008 годы, соответствующие суммы пеней.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями статей 100, 101 НК РФ, арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, исходил из того, что содержание решения Инспекции от 04.10.2010 N 6058 соответствует требованиям пункта 8 статьи 101 НК РФ. При этом суд отклонил ссылку заявителя на непредставление налоговым органом приложений к акту проверки, не принял доводы заявителя о нарушении прав налогоплательщика, выразившихся в необеспечении возможности представить возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями названных норм налогового законодательства, не согласился с указанными выводами суда, изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд, исследовав обстоятельства дела и доказательства в порядке статей 65, 71 АПК РФ, пришел к выводу, что налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели к принятию неправомерного решения, что в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ, статьи 201 АПК РФ является самостоятельным основанием для признания ненормативного правового акта недействительным.
Кассационная инстанция считает выводы апелляционного суда соответствующими действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Статья 101 НК РФ регламентирует порядок производства по делу о налоговом правонарушении, в том числе устанавливает процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включающую в себя ряд требований к должностным лицам налоговых органов и условий осуществления ими отдельных процессуальных действий.
Пункт 14 статьи 101 НК РФ предусматривает, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа.
Основанием для отмены решения налогового органа могут являться нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
К таким нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки пункт 14 статьи 101 НК РФ относит: нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Такими условиями признаны обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения и возражения; - иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в частности, нарушение условий непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств уполномоченным должностным лицом налогового органа и отсутствие у лица, в отношении которого проводилась проверка, возможности ознакомиться со всеми имеющимися доказательствами, собранными в ходе проверки.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 01.06.2010 выездная налоговая проверка в отношении Общества была окончена, о чем составлена справка, полученная им 01.06.2010.
20.07.2011 уведомлением N 13-19/17155, полученным заявителем 21.07.2010, он был приглашен в Инспекцию 30.07.2010 для получения акта выездной налоговой проверки.
Однако 29.07.2010 Инспекцией было оформлено уведомление N 13-19/17733 (получено заявителем 30.07.2010), которым Общество было приглашено в Инспекцию 31.08.2010 для рассмотрения материалов проверки. Акт проверки от 30.07.2010 N 70 был вручен представителю Общества 30.07.2010.
Между тем, как следует из акта проверки, пояснений Общества и не отрицалось представителями налогового органа в ходе судебных разбирательств, указанный акт проверки на 76 листах был вручен руководителю Общества с приложениями к нему на 6 страницах, которые имеют вид таблиц "По данным предприятия, ИФНС, отклонения" и поименованы как расчет налога на прибыль за 2006, 2007, 2008 годы, расчет налога на добавленную стоимость за 2006, 2007, 2008 годы. Иных приложений к акту проверки налогоплательщику не предоставлялось для ознакомления и передано не было.
03.08.2010 Общество в целях подготовки возражений обратилось в Инспекцию с письмом N 1139 о предоставлении копий приложений к акту проверки.
05.08.2010 Инспекция письмом N 13-19/18097 отказала Обществу в предоставлении материалов проверки со ссылкой на пункты 1.13, 1.14, 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки".
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено и следует из текста акта проверки, что выводы, положенные в его основу, Инспекция сделала, в том числе на основании документов, полученных в ходе проведения налогового контроля в порядке статьи 93.1 НК РФ от контрагентов заявителя, а также при проведении выездной налоговой проверки использованы материалы, полученные в ходе произведенной выемки документов по финансово-хозяйственной деятельности Общества Следственной частью следственного управления при УВД по г. Новокузнецку; часть документов по требованию налогового органа заявитель не представил в связи с тем, что вся документация за 2007- 2009 годы изъята по протоколу проведения оперативно-розыскного мероприятия.
Таким образом, как установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривается налоговым органом, по существу Инспекция проводила проверку на основании документов и сведений, которые отсутствовали у налогоплательщика в период проведения проверки в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий, либо по документам, которые были запрошены у контрагентов Общества.
Статья 100 НК РФ, регламентирующая вопросы, связанные с оформлением результатов налоговой проверки, предусматривает, что документально подтвержденные дополнительные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, указываются в акте налоговой проверки (подпункт 12 пункта 3).
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 32, статей 100, 101 НК РФ, обоснованно исходил из того, что одним из обязательных условий привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности выступает его ознакомление с актом налоговой проверки, а также материалами проверки, на основании которых составлен акт о выявленных правонарушениях; возможность ознакомиться с материалами проверки и с учетом этого сформулировать свои возражения, что является гарантией соблюдения прав налогоплательщика.
Как правильно отмечено апелляционным судом, в данном случае, факт отсутствия в законе на момент составления акта прямого указания на наличие соответствующей обязанности у налогового органа не означает, что налогоплательщик может быть лишен права обладать полной информацией о вменяемом ему нарушении, и налоговый орган не должен обеспечить налогоплательщику возможности для защиты своих прав и законных интересов, в том числе путем представления ему для ознакомления всех имеющихся доказательств, а также подготовки им объяснений и возражений, что подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А33-17277/2009.
В связи с чем судом обоснованно отклонен изложенный в отказе от 05.08.2010 N 13-19/18097 довод Инспекции о том, что вся информация указана в акте проверки как противоречащий положениям части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что 19.08.2010 налогоплательщиком были представлены возражения на акт налоговой проверки, при этом, как пояснили представили заявителя в судебном заседании, они носили формальный характер, так как были оформлены без документов; из текста возражений Общества следует, что налогоплательщик указывал в них, в том числе на то, что в акте проверки отсутствуют ссылки на факты, исследовав какие документы и обстоятельства Инспекция усмотрела указанные в нем нарушения, что в совокупности с письмом налогоплательщика в налоговый орган от 03.08.2011 свидетельствует о том, что после получения акта проверки налогоплательщик не обладал полной информацией о вменяемых ему нарушениях, а в предоставлении документов ему было отказано.
Как указано выше, уведомлением от 29.07.2010 N 13-19/17733 Общество было приглашено в Инспекцию 31.08.2010 для рассмотрения материалов проверки, в этот же день 31.08.2010 уведомлением N 13-19/19245 Общество вновь было приглашено в Инспекцию, но уже на 03.09.2010 для рассмотрения материалов проверки.
03.09.2010 Инспекцией было принято решение N 5107 о дополнительных мероприятиях налогового контроля, согласно которому Инспекция решила истребовать документы у контрагента заявителя МАУ "Городской центр расчетов коммунальных платежей и у АКБ "Новокузнецкий муниципальный банк".
29.09.2010 Инспекцией было оформлено уведомление N 13 -19/20842 о явке налогоплательщика на 30.09.2010 для ознакомления с материалами, полученными в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, которое было вручено бухгалтеру Общества 29.09.2010 и направлено в адрес Общества.
В связи с неявкой в Инспекцию 30.09.2010 представителей налогоплательщика, ознакомление было перенесено на 01.10.2010 на 09 час. 30 мин.
Согласно протоколу от 01.10.2010 N 5107 об ознакомлении проверяемого лица с материалами, полученными в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, указанные в нем документы были представлены представителю Общества только для обозрения, копии документов не представлены; протоколы, приложения по коммунальным услугам, результаты встречных проверок по энергоснабжающим организациям (далее - ЭСО) не предъявлены.
Доказательств обратного в материалах налоговой проверки не содержится, Инспекцией в ходе рассмотрения дела не представлено.
Вместе с тем, уже 30.09.2010 (т. 2 л.д. 1), то есть до ознакомления с ними, Инспекция уведомлением N 13-19/20971 пригласила Общество 04.10.2010 на 09 час. 00 мин. для рассмотрения материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля.
30.09.2010, то есть в тот же день, Общество обратилось в Инспекцию с письмом о направлении для ознакомления материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля.
По состоянию на 01.10.2010 ответ Инспекции на это обращение в адрес Общества не был направлен либо вручен.
01.10.2010 Общество вновь обратилось в Инспекцию с письмом о предоставлении времени для подготовки возражений по результатам проведения мероприятий налогового контроля, ответ Инспекции на которое датирован 08.10.2010, то есть после вынесения оспариваемого решения, получен Обществом 11.10.2010 (вх. N 2025). Исходя из его содержания, в нем Инспекция указала на возможность обжалования уже принятого решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В рамках данных мероприятий могут проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Таким образом, вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ) производится в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах и не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении.
В этой связи, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля, что следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.06.2009 N 391/09.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в данном случае налоговым органом были получены дополнительные доказательства по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, которые в нарушение требований статьи 101 НК РФ не были предоставлены Обществу в период времени, достаточный для ознакомления, исходя из того, что для ознакомления оно было приглашено 01.10.2010 - в пятницу, а уже на следующий рабочий день 04.10.2010 - в понедельник в 9 час. 00 мин. Общество было приглашено на их рассмотрение, при том, что копии документов вручены представителям Общества не были, а часть документов вообще для ознакомления Обществу не предоставлялась, что усматривается из указанного выше протокола.
Вместе с тем 04.10.2010 состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки, включая акт проверки с материалами, полученными в ходе проведения проверки, и материалы, полученные в результате дополнительных мероприятий налогового контроля.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд, исходя из названных выше норм НК РФ, пришел к правильному выводу о том, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки и налогоплательщик не может быть лишен права давать свои пояснения по ним; непредставление налоговым органом налогоплательщику доказательств, полученных по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, лишает налогоплательщика возможности представить свои объяснения по указанным доказательствам.
Руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П, в постановлении от 13.01.2011 N 10519/10 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае заявителю не была обеспечена возможность ознакомится с дополнительными отсутствующими у Общества материалами, полученными Инспекцией в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля и положенными в основу принятого ею решения, не была предоставлена возможность представить свои возражения на эти документы и, соответственно, они не были рассмотрены руководителем налогового органа и учтены при вынесении решения.
Статьей 101 НК РФ установлен общий порядок привлечения к налоговой ответственности, согласно которому при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также исследуются представленные доказательства, в том числе документы, имеющиеся у налогового органа. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. И только после этого он вправе принять одно из решений по результатам этого рассмотрения, предусмотренное пунктом 7 статьи 101 НК РФ.
Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке именно о рассмотрении материалов налоговой проверки по существу.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, уведомлением N 13-19/20971 Инспекция приглашала Общество 04.10.2010 только для рассмотрения материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля; о том, что 04.10.2010 состоится и рассмотрение иных материалов проверки Общество уведомлено не было.
Поскольку в данном случае факт извещения Общества о рассмотрении именно материалов налоговой проверки материалами дела не подтвержден, следовательно, как правильно указано апелляционным судом, лицу, в отношении которого проводилась проверка, не обеспечена возможность участвовать именно в процессе рассмотрения таких материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, представить объяснения, то есть налогоплательщику не обеспечена возможность для защиты своих прав и законных интересов, в том числе путем представления ему для ознакомления всех имеющихся доказательств, а также подготовки им объяснений и возражений на стадии как вручения акта проверки, так и дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что допущенные Инспекцией нарушения свидетельствует о существенных нарушениях процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели в данном случае к принятию руководителем налогового органа неправомерного решения, что в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ является основанием для отмены судом решения налогового органа о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Довод налогового органа о том, что у налогоплательщика имелись доказательства, полученные Инспекцией в ходе мероприятий налогового контроля, подлежит отклонению по изложенным выше обстоятельствам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции также исходил из того, что из представленных приложений к акту проверки не представляется установить конкретные суммы налогов, пеней и штрафов по основаниям их доначисления в результате проведенной налоговым органом проверки, в связи с чем Обществом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, и в связи с этим судом первой инстанции в результате признания решения налогового органа недействительным не были определены размеры налоговых санкций доначисленных налогов по основаниям доначисления; представленный в соответствии с определением суда в апелляционную инстанцию расчет налогового органа по основаниям доначисления налогов применительно к решению суда первой инстанции также расходится с данными налогоплательщика, его не представляется возможным соотнести с суммами, указанными в оспариваемом решении налогового органа, в акте проверки и приложениях к нему. Кроме того, представитель Инспекции в судебном заседании подтвердил, что суммы налогов по основаниям их доначисления в приложениях к акту проверки не разбивались.
Суд апелляционной инстанции, учитывая указанные обстоятельства и допущенные налоговым органом существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, исходил из того, что вне зависимости от обстоятельств, установленных Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, решение Инспекции подлежит признанию недействительным в полном объеме.
Таким образом, апелляционный суд, оценив в порядке статей 65, 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели к принятию неправомерного решения, что в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ, статьи 201 АПК РФ является самостоятельным основанием для признания ненормативного правового акта недействительным.
В целом доводы, доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили правильную правовую оценку. В силу требований статьи 286 АПК РФ пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях. Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать исследованные судом доказательства и сделанные на их основе выводы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 по делу N А27-925/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.МАРТЫНОВА
Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ
На сегодняшний день абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ закрепляет право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, до вынесения решения по ее итогам знакомиться со всеми материалами, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Однако при этом данная норма не устанавливает даже хотя бы какого-то намека на то, что для ознакомления должен быть предоставлен некий разумный срок, который, конечно же, всегда должен определяться индивидуально применительно к каждой конкретной ситуации, но вместе с тем должен обеспечить проверяемому лицу возможность не просто что называется «снять информацию», но и «переварить» ее и подготовить свои пояснения и (или) возражения.
Совсем недавно, в ФАС Западно-Сибирского округа было рассмотрено дело со следующими обстоятельствами. Налоговым органом были получены дополнительные доказательства по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, для ознакомления с которыми проверяемое лицо было приглашено 01.10.2010 - в пятницу, а уже на следующий рабочий день 04.10.2010 - в понедельник в 9 час. 00 мин. оно было приглашено на их рассмотрение, при том, что копии документов вручены представителям данного лица не были.
Вместе с тем 04.10.2010 состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки, включая акт проверки с материалами, полученными в ходе проведения проверки, и материалы, полученные в результате дополнительных мероприятий налогового контроля.
Обратим внимание, что здесь допущено сразу два нарушения прав проверяемого лица, причем формально их можно даже и не заметить. Внешне казалось бы выглядит все гладко, материалы дополнительных мероприятий проверяемому лицу для предоставлены (пусть и только лишь для обозрения), его право присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля соблюдено. Но за всем этим стоит, во-первых, недостаточность времени для РЕАЛЬНОГО (а не формального) ознакомления с материалами проверки, а, во-вторых, неосведомленность проверяемого лица о том, что налоговый орган собирается рассмотреть не только материалы дополнительных мероприятий, но и материалы, полученные в период проведения проверки (ознакомление с которыми тоже требует какого-то определенного времени). То есть даже если проверяемое лицо и явилось в означенное время в налоговый орган, но оказалось не готово к рассмотрению именно материалов самой проверки, потому что не было заранее уведомлено именно об их рассмотрении, то и в этом случае происходит нарушение прав и законных интересов такого лица.
Отрадно, что суд не оставил всё это без внимания, придя к выводу, что налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели к принятию неправомерного решения, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ, ст. 201 АПК РФ является самостоятельным основанием для признания ненормативного правового акта недействительным. При этом суд учел оба нарушения, указав, что:
1) налоговым органом были получены дополнительные доказательства по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, которые в нарушение требований статьи 101 НК РФ не были предоставлены Обществу в период времени, достаточный для ознакомления;
2) поскольку факт извещения Общества о рассмотрении именно материалов налоговой проверки материалами дела не подтвержден, следовательно, лицу, в отношении которого проводилась проверка, не обеспечена возможность участвовать именно в процессе рассмотрения таких материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, представить объяснения, то есть налогоплательщику не обеспечена возможность для защиты своих прав и законных интересов, в том числе путем представления ему для ознакомления всех имеющихся доказательств.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2011 г. по делу № А27-925/2011
ОАО "Новокузнецкая управляющая компания" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 04.10.2010 N 6058 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.06.2011 требования удовлетворены частично, решение Инспекции признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в связи с включением в налоговую базу платы за наем жилых помещений, платы за капитальный ремонт, сумм дотаций на покрытие разницы в ценах на содержание и ремонт жилищного фонда и на компенсацию затрат за предоставленные гражданам меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг, в части применения налоговых вычетов по НДС по счету 76.09 "Выполненные работы по капитальному ремонту по муниципальному контракту", соответствующих сумм пени и штрафа; в части доначисления налога на прибыль в связи с включением в налоговую базу платы за капитальный ремонт, в части включения в состав расходов за 2008 затрат в сумме 9 670 246 руб. по счету 76.09 "Выполненные работы по капитальному ремонту по муниципальному контракту", соответствующих сумм пени и штрафа; в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 298 320, 40 руб., начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 249 246, 54 руб.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 решение суда изменено, решение Инспекции признано недействительным в полном объеме.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции о нарушении налоговым органом процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, его прав, обстоятельствам дела, просит указанные решение и постановление в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
Общество просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что по результатам выездной налоговой проверки Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 Инспекцией составлен акт от 30.07.2010 N 70 и принято решение от 04.10.2010 N 6058, оставленное без изменения решением вышестоящего налогового органа от 10.12.2010 N 993, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль, НДС, статьей 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц; Обществу предложено уплатить налог на прибыль за 2007, 2008 и 2009 годы, НДС с 2006 по 2008 годы, соответствующие суммы пеней.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями статей 100, 101 НК РФ, арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, исходил из того, что содержание решения Инспекции от 04.10.2010 N 6058 соответствует требованиям пункта 8 статьи 101 НК РФ. При этом суд отклонил ссылку заявителя на непредставление налоговым органом приложений к акту проверки, не принял доводы заявителя о нарушении прав налогоплательщика, выразившихся в необеспечении возможности представить возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями названных норм налогового законодательства, не согласился с указанными выводами суда, изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд, исследовав обстоятельства дела и доказательства в порядке статей 65, 71 АПК РФ, пришел к выводу, что налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели к принятию неправомерного решения, что в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ, статьи 201 АПК РФ является самостоятельным основанием для признания ненормативного правового акта недействительным.
Кассационная инстанция считает выводы апелляционного суда соответствующими действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Статья 101 НК РФ регламентирует порядок производства по делу о налоговом правонарушении, в том числе устанавливает процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включающую в себя ряд требований к должностным лицам налоговых органов и условий осуществления ими отдельных процессуальных действий.
Пункт 14 статьи 101 НК РФ предусматривает, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа.
Основанием для отмены решения налогового органа могут являться нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
К таким нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки пункт 14 статьи 101 НК РФ относит: нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Такими условиями признаны обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения и возражения; - иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в частности, нарушение условий непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств уполномоченным должностным лицом налогового органа и отсутствие у лица, в отношении которого проводилась проверка, возможности ознакомиться со всеми имеющимися доказательствами, собранными в ходе проверки.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 01.06.2010 выездная налоговая проверка в отношении Общества была окончена, о чем составлена справка, полученная им 01.06.2010.
20.07.2011 уведомлением N 13-19/17155, полученным заявителем 21.07.2010, он был приглашен в Инспекцию 30.07.2010 для получения акта выездной налоговой проверки.
Однако 29.07.2010 Инспекцией было оформлено уведомление N 13-19/17733 (получено заявителем 30.07.2010), которым Общество было приглашено в Инспекцию 31.08.2010 для рассмотрения материалов проверки. Акт проверки от 30.07.2010 N 70 был вручен представителю Общества 30.07.2010.
Между тем, как следует из акта проверки, пояснений Общества и не отрицалось представителями налогового органа в ходе судебных разбирательств, указанный акт проверки на 76 листах был вручен руководителю Общества с приложениями к нему на 6 страницах, которые имеют вид таблиц "По данным предприятия, ИФНС, отклонения" и поименованы как расчет налога на прибыль за 2006, 2007, 2008 годы, расчет налога на добавленную стоимость за 2006, 2007, 2008 годы. Иных приложений к акту проверки налогоплательщику не предоставлялось для ознакомления и передано не было.
03.08.2010 Общество в целях подготовки возражений обратилось в Инспекцию с письмом N 1139 о предоставлении копий приложений к акту проверки.
05.08.2010 Инспекция письмом N 13-19/18097 отказала Обществу в предоставлении материалов проверки со ссылкой на пункты 1.13, 1.14, 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки".
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено и следует из текста акта проверки, что выводы, положенные в его основу, Инспекция сделала, в том числе на основании документов, полученных в ходе проведения налогового контроля в порядке статьи 93.1 НК РФ от контрагентов заявителя, а также при проведении выездной налоговой проверки использованы материалы, полученные в ходе произведенной выемки документов по финансово-хозяйственной деятельности Общества Следственной частью следственного управления при УВД по г. Новокузнецку; часть документов по требованию налогового органа заявитель не представил в связи с тем, что вся документация за 2007- 2009 годы изъята по протоколу проведения оперативно-розыскного мероприятия.
Таким образом, как установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривается налоговым органом, по существу Инспекция проводила проверку на основании документов и сведений, которые отсутствовали у налогоплательщика в период проведения проверки в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий, либо по документам, которые были запрошены у контрагентов Общества.
Статья 100 НК РФ, регламентирующая вопросы, связанные с оформлением результатов налоговой проверки, предусматривает, что документально подтвержденные дополнительные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, указываются в акте налоговой проверки (подпункт 12 пункта 3).
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 32, статей 100, 101 НК РФ, обоснованно исходил из того, что одним из обязательных условий привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности выступает его ознакомление с актом налоговой проверки, а также материалами проверки, на основании которых составлен акт о выявленных правонарушениях; возможность ознакомиться с материалами проверки и с учетом этого сформулировать свои возражения, что является гарантией соблюдения прав налогоплательщика.
Как правильно отмечено апелляционным судом, в данном случае, факт отсутствия в законе на момент составления акта прямого указания на наличие соответствующей обязанности у налогового органа не означает, что налогоплательщик может быть лишен права обладать полной информацией о вменяемом ему нарушении, и налоговый орган не должен обеспечить налогоплательщику возможности для защиты своих прав и законных интересов, в том числе путем представления ему для ознакомления всех имеющихся доказательств, а также подготовки им объяснений и возражений, что подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А33-17277/2009.
В связи с чем судом обоснованно отклонен изложенный в отказе от 05.08.2010 N 13-19/18097 довод Инспекции о том, что вся информация указана в акте проверки как противоречащий положениям части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что 19.08.2010 налогоплательщиком были представлены возражения на акт налоговой проверки, при этом, как пояснили представили заявителя в судебном заседании, они носили формальный характер, так как были оформлены без документов; из текста возражений Общества следует, что налогоплательщик указывал в них, в том числе на то, что в акте проверки отсутствуют ссылки на факты, исследовав какие документы и обстоятельства Инспекция усмотрела указанные в нем нарушения, что в совокупности с письмом налогоплательщика в налоговый орган от 03.08.2011 свидетельствует о том, что после получения акта проверки налогоплательщик не обладал полной информацией о вменяемых ему нарушениях, а в предоставлении документов ему было отказано.
Как указано выше, уведомлением от 29.07.2010 N 13-19/17733 Общество было приглашено в Инспекцию 31.08.2010 для рассмотрения материалов проверки, в этот же день 31.08.2010 уведомлением N 13-19/19245 Общество вновь было приглашено в Инспекцию, но уже на 03.09.2010 для рассмотрения материалов проверки.
03.09.2010 Инспекцией было принято решение N 5107 о дополнительных мероприятиях налогового контроля, согласно которому Инспекция решила истребовать документы у контрагента заявителя МАУ "Городской центр расчетов коммунальных платежей и у АКБ "Новокузнецкий муниципальный банк".
29.09.2010 Инспекцией было оформлено уведомление N 13 -19/20842 о явке налогоплательщика на 30.09.2010 для ознакомления с материалами, полученными в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, которое было вручено бухгалтеру Общества 29.09.2010 и направлено в адрес Общества.
В связи с неявкой в Инспекцию 30.09.2010 представителей налогоплательщика, ознакомление было перенесено на 01.10.2010 на 09 час. 30 мин.
Согласно протоколу от 01.10.2010 N 5107 об ознакомлении проверяемого лица с материалами, полученными в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, указанные в нем документы были представлены представителю Общества только для обозрения, копии документов не представлены; протоколы, приложения по коммунальным услугам, результаты встречных проверок по энергоснабжающим организациям (далее - ЭСО) не предъявлены.
Доказательств обратного в материалах налоговой проверки не содержится, Инспекцией в ходе рассмотрения дела не представлено.
Вместе с тем, уже 30.09.2010 (т. 2 л.д. 1), то есть до ознакомления с ними, Инспекция уведомлением N 13-19/20971 пригласила Общество 04.10.2010 на 09 час. 00 мин. для рассмотрения материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля.
30.09.2010, то есть в тот же день, Общество обратилось в Инспекцию с письмом о направлении для ознакомления материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля.
По состоянию на 01.10.2010 ответ Инспекции на это обращение в адрес Общества не был направлен либо вручен.
01.10.2010 Общество вновь обратилось в Инспекцию с письмом о предоставлении времени для подготовки возражений по результатам проведения мероприятий налогового контроля, ответ Инспекции на которое датирован 08.10.2010, то есть после вынесения оспариваемого решения, получен Обществом 11.10.2010 (вх. N 2025). Исходя из его содержания, в нем Инспекция указала на возможность обжалования уже принятого решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В рамках данных мероприятий могут проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Таким образом, вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 НК РФ) производится в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах и не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении.
В этой связи, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля, что следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.06.2009 N 391/09.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в данном случае налоговым органом были получены дополнительные доказательства по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, которые в нарушение требований статьи 101 НК РФ не были предоставлены Обществу в период времени, достаточный для ознакомления, исходя из того, что для ознакомления оно было приглашено 01.10.2010 - в пятницу, а уже на следующий рабочий день 04.10.2010 - в понедельник в 9 час. 00 мин. Общество было приглашено на их рассмотрение, при том, что копии документов вручены представителям Общества не были, а часть документов вообще для ознакомления Обществу не предоставлялась, что усматривается из указанного выше протокола.
Вместе с тем 04.10.2010 состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки, включая акт проверки с материалами, полученными в ходе проведения проверки, и материалы, полученные в результате дополнительных мероприятий налогового контроля.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд, исходя из названных выше норм НК РФ, пришел к правильному выводу о том, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки и налогоплательщик не может быть лишен права давать свои пояснения по ним; непредставление налоговым органом налогоплательщику доказательств, полученных по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, лишает налогоплательщика возможности представить свои объяснения по указанным доказательствам.
Руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П, в постановлении от 13.01.2011 N 10519/10 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае заявителю не была обеспечена возможность ознакомится с дополнительными отсутствующими у Общества материалами, полученными Инспекцией в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля и положенными в основу принятого ею решения, не была предоставлена возможность представить свои возражения на эти документы и, соответственно, они не были рассмотрены руководителем налогового органа и учтены при вынесении решения.
Статьей 101 НК РФ установлен общий порядок привлечения к налоговой ответственности, согласно которому при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также исследуются представленные доказательства, в том числе документы, имеющиеся у налогового органа. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. И только после этого он вправе принять одно из решений по результатам этого рассмотрения, предусмотренное пунктом 7 статьи 101 НК РФ.
Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке именно о рассмотрении материалов налоговой проверки по существу.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, уведомлением N 13-19/20971 Инспекция приглашала Общество 04.10.2010 только для рассмотрения материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля; о том, что 04.10.2010 состоится и рассмотрение иных материалов проверки Общество уведомлено не было.
Поскольку в данном случае факт извещения Общества о рассмотрении именно материалов налоговой проверки материалами дела не подтвержден, следовательно, как правильно указано апелляционным судом, лицу, в отношении которого проводилась проверка, не обеспечена возможность участвовать именно в процессе рассмотрения таких материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, представить объяснения, то есть налогоплательщику не обеспечена возможность для защиты своих прав и законных интересов, в том числе путем представления ему для ознакомления всех имеющихся доказательств, а также подготовки им объяснений и возражений на стадии как вручения акта проверки, так и дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что допущенные Инспекцией нарушения свидетельствует о существенных нарушениях процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели в данном случае к принятию руководителем налогового органа неправомерного решения, что в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ является основанием для отмены судом решения налогового органа о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Довод налогового органа о том, что у налогоплательщика имелись доказательства, полученные Инспекцией в ходе мероприятий налогового контроля, подлежит отклонению по изложенным выше обстоятельствам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции также исходил из того, что из представленных приложений к акту проверки не представляется установить конкретные суммы налогов, пеней и штрафов по основаниям их доначисления в результате проведенной налоговым органом проверки, в связи с чем Обществом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, и в связи с этим судом первой инстанции в результате признания решения налогового органа недействительным не были определены размеры налоговых санкций доначисленных налогов по основаниям доначисления; представленный в соответствии с определением суда в апелляционную инстанцию расчет налогового органа по основаниям доначисления налогов применительно к решению суда первой инстанции также расходится с данными налогоплательщика, его не представляется возможным соотнести с суммами, указанными в оспариваемом решении налогового органа, в акте проверки и приложениях к нему. Кроме того, представитель Инспекции в судебном заседании подтвердил, что суммы налогов по основаниям их доначисления в приложениях к акту проверки не разбивались.
Суд апелляционной инстанции, учитывая указанные обстоятельства и допущенные налоговым органом существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, исходил из того, что вне зависимости от обстоятельств, установленных Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, решение Инспекции подлежит признанию недействительным в полном объеме.
Таким образом, апелляционный суд, оценив в порядке статей 65, 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели к принятию неправомерного решения, что в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ, статьи 201 АПК РФ является самостоятельным основанием для признания ненормативного правового акта недействительным.
В целом доводы, доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили правильную правовую оценку. В силу требований статьи 286 АПК РФ пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях. Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать исследованные судом доказательства и сделанные на их основе выводы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 по делу N А27-925/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.МАРТЫНОВА
Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ