Если акт налоговой проверки подписан лицом, которое назначено в проверку с нарушениями, влияет ли это на результаты всей проверки в целом? (Определение ВАС РФ от 11.11.2011 № ВАС-12181/11).
Судебные акты по делу: здесь.
Видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: В связи с увольнением налогового инспектора, которым была проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика, начальником отдела выездных проверок было издано распоряжение о замене проверяющего лица. В соответствии с указанным распоряжением другим (замененным) инспектором по результатам выездной налоговой проверки общества был составлен и подписан акт налоговой проверки.
Вопрос: Является ли существенным нарушением прав налогоплательщика замена проверяющего инспектора распоряжением начальника отдела выездных проверок, учитывая, что при вынесении данного распоряжения не было внесено изменение в решение руководителя инспекции о проведении выездной налоговой проверки, касающееся замены проверяющего лица, в соответствии с утвержденной приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@ "Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Налогоплательщик: Является
Налоговый орган: Не является
Арбитражный суд первой инстанции: данный вопрос не исследовал.
Арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций, разрешая дело в пользу налогоплательщика указали, что объективные выводы об исполнении налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах может сделать только то должностное лицо, которое проводило проверку. Распоряжение, принятое начальником отдела выездных проверок, не является тем ненормативным актом, которым в соответствии нормами налогового законодательства могла быть проведена замена состава проверяющих.
Коллегия судей ВАС: передала дело в Президиум, указав, что сам по себе факт подписания акта не лицом, проводившим проверку и впоследствии уволившимся, а иным, назначенным вместо уволившегося, но не путем оформления решения о внесении изменений в решение заместителя руководителя инспекции о назначении налоговой проверки, а руководителем внутриструктурного подразделения инспекции, может указывать на нарушение требований регламента, но не на нарушение существенных прав проверяемого налогоплательщика, имея в виду, что в соответствии с положениями ст. 101 НК РФ право принятия решения о привлечении к налоговой ответственности принадлежит не лицу подписавшему акт проверки, а руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, уполномоченному составлять окончательный вывод о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения и принимать соответствующее решение на основе анализа собранных материалов и отраженных в акте проверки предварительных предложений.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа.
Судебные акты по делу: здесь.
Видеозапись рассмотрения дела: здесь.
Фабула: В связи с увольнением налогового инспектора, которым была проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика, начальником отдела выездных проверок было издано распоряжение о замене проверяющего лица. В соответствии с указанным распоряжением другим (замененным) инспектором по результатам выездной налоговой проверки общества был составлен и подписан акт налоговой проверки.
Вопрос: Является ли существенным нарушением прав налогоплательщика замена проверяющего инспектора распоряжением начальника отдела выездных проверок, учитывая, что при вынесении данного распоряжения не было внесено изменение в решение руководителя инспекции о проведении выездной налоговой проверки, касающееся замены проверяющего лица, в соответствии с утвержденной приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@ "Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Налогоплательщик: Является
Налоговый орган: Не является
Арбитражный суд первой инстанции: данный вопрос не исследовал.
Арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций, разрешая дело в пользу налогоплательщика указали, что объективные выводы об исполнении налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах может сделать только то должностное лицо, которое проводило проверку. Распоряжение, принятое начальником отдела выездных проверок, не является тем ненормативным актом, которым в соответствии нормами налогового законодательства могла быть проведена замена состава проверяющих.
Коллегия судей ВАС: передала дело в Президиум, указав, что сам по себе факт подписания акта не лицом, проводившим проверку и впоследствии уволившимся, а иным, назначенным вместо уволившегося, но не путем оформления решения о внесении изменений в решение заместителя руководителя инспекции о назначении налоговой проверки, а руководителем внутриструктурного подразделения инспекции, может указывать на нарушение требований регламента, но не на нарушение существенных прав проверяемого налогоплательщика, имея в виду, что в соответствии с положениями ст. 101 НК РФ право принятия решения о привлечении к налоговой ответственности принадлежит не лицу подписавшему акт проверки, а руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, уполномоченному составлять окончательный вывод о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения и принимать соответствующее решение на основе анализа собранных материалов и отраженных в акте проверки предварительных предложений.
ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа.