ФНС РФ согласовала с Минфином РФ концепцию законопроекта, который предусматривает внесение поправки в НК РФ о введении с 2014 г. обязательного досудебного порядка обжалования ВСЕХ без исключения решений (действий, бездействия) налоговых органов. Такую новость в середине февраля озвучил зам. главы ФНС Сергей Аракелов.
По замыслу налоговиков суды нужно оградить от мелких (хм…и похоже не только) споров. Так, по их оценке, в случае введения данных поправок, в 2014 г. число рассматриваемых жалоб должно увеличиться с 49 тыс. до 55 тыс. в год, при этом число налоговых споров в суде должно сократиться вдвое (интересно за счет чего?). А в более далекой перспективе процент споров, доведенных до суда должен составлять, только вдумайтесь(!), не более 10 % (сейчас, по оценкам ФНС до судов доходит порядка 60% дел). Боятся всё-таки налоговики судов. С чего бы это вдруг?
Если оценивать в целом процедуру досудебного обжалования, то с одной стороны, она занимает меньше времени и «стоит дешевле», нежели судебное разбирательство, что для налогоплательщик конечно же благо. Но это в теории. На практике же всё наоборот. Ведь в НК РФ и сейчас предусмотрено право налогоплательщика обжаловать решения (действия, бездействия) налоговых органов в вышестоящий налоговый орган, но почему тогда в большинстве случаев всё равно стремятся сразу в суд? Они глупые или не доверяют "вышестоящему" провосудию?
Тогда возникает вполне закономерный вопрос, а что уважаемые налоговики действительно верят, что благодаря такой мере как обязательное досудебное обжалование, процент судебных споров уменьшиться аж в 6(!!!) раз? Как то вериться с трудом. Это что же такое должно произойти с нашими инспекторами, чтобы налогоплательщики перестали обжаловать их «ошибки»?
Складывается такое впечатление, что от поправка направлена на создание очередного бюрократического препона, и будет от неё больше проблем, чем пользы.