Споры по вопросу о необходимости введения в России
налога на роскошь, и о том каким образом его реализовать, иду уже достаточно
давно. Обострились они после поддержки этой идеи лично Владимиром
Владимировичем Путиным. И вот 29 февраля 2012 года от фракции «Справедливая
Россия» в ГосДуму был внесен законопроект
№ 28997-6 «О внесении изменений в Бюджтный кодекс РФ, изменений в ст. 13 части первой НК РФ и изменений в часть вторую
НК РФ», который как раз и является первым проектом возможного будущего налога
на роскошь.
Начать хочу с выдержки из пояснительной записки, в
которой авторы проекта пытаются обосновать необходимость введения данного налога:
«В Российской Федерации наблюдается высокий
уровень социального неравенства, нищеты населения, когда доходы ниже
25 000 рублей в месяц, (при средней заработной плате по стране в 2011 году
23 527 рублей) получают 77,3% граждан, из которых 54% имеют доходы ниже
15 000 рублей, в связи с чем перераспределение богатства является
необходимой мерой. Одним из элементов такого перераспределения служит налог на
объекты роскоши, введение которого предусматривается настоящим законопроектом.
Налог на объекты роскоши является федеральным налогом и зачисляется в
федеральный бюджет по нормативу 100%».
Оказывается, введения налога на роскошь необходимая
мера для устранения социального неравенства в доходах путем перераспределения
богатства. Как то это всё напоминает лозунг революционеров: отнять у богатых и
раздать бедным. Однако не совсем понятно как латание дыр в бюджете страны будет
способствовать борьбе с названной проблемой. Ну да чиновником виднее.
Итак, прочитав и проанализировав нормы данного
законопроекта, хочу поделиться своими наблюдениями относительно слабых и
сильных его сторон.
Во-первых, налогоплательщиками налога на роскошь
являются, на ровне с физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, так
же и организации. Таким, прикрывается возможность перевода объектов роскоши на
баланс аффилированных юридических лиц.
Во-вторых, исключена возможность оформления объектов
недвижимости как «недостроя» в целях уклонения от налога. В законопроекте четко
указано, что к объектам налогообложения налога на роскошь относятся объекты
незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками по
истечении трех летнего срока строительства. Иными словами хочешь строй, хочешь
не строй, но в этом случае через 3 года будь добр начни платить налог.
В-третьих, размер ставки нового налога я нашел вполне
более менее приемлемым (за исключением некоторых, о которых ниже).
Вместе с тем у законопроекта есть и откровенно слабые
стороны.
Прежде всего это ставки для некоторых категорий
объектов: так ставка в размере 5 % от стоимости объекта установлена для
объектов недвижимости, указанных в п. 1-3 ст. 333.44 НК РФ стоимость которых
превышает 150 млн. руб., и ставка в размере 7 % от стоимости автомобиля,
морского либо речного суда, воздушного судна стоимостью свыше 60 млн. руб.
Это что же получается, что примерно за 20 лет (а по
транспортным средствам и того быстрее) налогоплательщик вынужден будет выплатить
государству полную рыночную стоимость объекта. То есть получается, что по
прошествии достаточно короткого промежутка времени налогоплательщик фактически
должен второй раз заплатить стоимость законно приобретенного им объекта
недвижимости или а/м. И кстати, имейте в виду, с доходов, которые пошли на покупку
недвижимости или а/м – налог уже был уплачен. Не слишком ли это круто? Настоящее
двойное налогообложение.
Кстати, сам по себе налог на роскошь в том виде,
котором он представлен в законопроекте, по сути приведет к тройному налогообложению. Так по дорогим а/м,
принадлежащим организации будет
уплачиваться отдельно транспортный налог, налог на имущество, да еще и налог на
роскошь. И опять тот же вопрос: не слишком ли это круто?
Ну и эпизод который буквально сбил меня с ног. Читаю
положения п. 2 ст. 333.46 законопроекта и
вижу, что ссылка там идет на ст. 40 НК РФ (!!!!!!). Так и хочется закричать нашим
законотворцам: «Братцы, вы чего ж это делаете. Вы ведь с 1 января 2012 года отменили
ст. 40 НК РФ… Как же на нее ссылаться то можно?»
Думаю, что данный казус наиболее ярко отражает
качество нашей законотворческой деятельности в целом и сырость законопроекта в
частности.
проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации
(в части введения налога на
объекты роскоши)
Статья 1
Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации следующие изменения:
1) в статье 20:
а) в подпункте 1 пункта 4:
дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:
«налог на объекты роскоши;»;
абзацы седьмой - восемнадцатый считать соответственно абзацами восьмым -
девятнадцатым;
2) в статье 50:
дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:
«налога на объекты роскоши - по нормативу 100 процентов;»;
абзацы пятый – двадцать второй считать соответственно абзацами шестым –
двадцать третьим.
Статья 2
Статью
13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации дополнить новым пунктом
11 следующего содержания:
«11) налог на объекты роскоши.».
Статья 3
Раздел VIII части второй Налогового кодекса
Российской Федерации дополнить главой
25.4 следующего содержания:
"Глава 25.4. Налог на объекты роскоши
Статья 333.43. Налогоплательщики налога на объекты роскоши
1. Налогоплательщиками налога на объекты роскоши (далее в
настоящей главе – налогоплательщики) признаются организации, индивидуальные
предприниматели и физические лица, обладающие имуществом, признаваемыми
объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса,
на праве собственности.
2. Не признаются налогоплательщиками:
инвалиды Великой Отечественной войны, а также
инвалиды боевых действий;
Герои Советского Союза, Герои Российской
Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
лауреаты государственных премий Российской
Федерации в области науки и технологий,
в области литературы и искусства,
за выдающиеся достижения в области
гуманитарной деятельности;
лауреаты Нобелевской премии.
Статья 333.44. Объекты налогообложения
1. Объектами налогообложения признаются
следующие виды имущества:
1) расположенные на территории Российской
Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше жилые дома, части жилого дома,
квартиры, части квартир;
2) расположенные на территории Российской
Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше дачи и иные жилые строения,
помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых находятся
указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки, земельные
участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное строительство;
3) расположенные на территории Российской
Федерации стоимостью от 30 млн. рублей и выше объекты незавершенного жилищного строительства
вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;
4) приобретенные на территории Российской
Федерации или впервые зарегистрированные в установленном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации на нового собственника стоимостью от 3
млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты,
вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.
2. Не признаются объектами налогообложения:
1) имущество, находящееся в собственности
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований;
2) общее
имущество в многоквартирном доме
3) земельные участки (доли в них), отнесенные к землям
сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования для сельскохозяйственного производства;
4) находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей земельные участки (доли в них), строения, помещения и
сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида
деятельности;
5) транспортные средства,
пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в
собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,
организаций или индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности
которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
6) тракторы, самоходные
комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные
машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных
удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), и другая
сельскохозяйственная техника;
7) самолеты и вертолеты санитарной авиации,
медицинской и пожарной службы;
8) строительная техника.
Статья 333.45. Налоговая база
1. Налоговая база определяется как стоимость указанного в
статье 333.44 настоящего Кодекса имущества, исчисленная исходя из рыночных цен,
определяемых с учетом принципов, указанных в статье 333.46 настоящей главы, по
состоянию на 1 число первого месяца налогового периода.
2. Оценку имущества, указанного в пунктах 1)-3) части 1
статьи 333.44 настоящего Кодекса, для целей обложения налогом на объекты
роскоши проводят органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение
государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, определяемом нормативными правовыми
актами Правительства РФ, с учетом положений настоящей главы.
Статья 333.46. Принципы формирования методики оценки
1. Оценка объектов налогообложения,
указанных в статье 333.44 настоящего Кодекса осуществляется в порядке,
определяемом актами Правительства РФ, исходя из оценки рыночной стоимости
объектов налогообложения.
2. Для целей налогообложения имущества,
указанного в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса рыночная цена
определяется с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса.
3. Оценка рыночной стоимости объектов
налогообложения, указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего
Кодекса, определяется на основе применения методов массовой оценки с учетом:
сбора
и анализа рыночных данных (цен сделок, предложений к продаже, оценок рыночной
стоимости объектов недвижимости);
установления статистически достоверной зависимости цен от учетных
характеристик объектов недвижимости;
проведения массовой оценки всех объектов, подлежащих налогообложению, на
основе учетных характеристик объектов на дату переоценки;
проведения регулярного мониторинга
качества оценки и переоценки недвижимости для целей налогообложения не реже
одного раза в год.
4. Органы, осуществляющие кадастровый
учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создают реестр объектов
недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в
соответствии с пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.
5. Сведения, указанные в пункте 4 настоящей
статьи, представляются органами, ведущими реестр объектов недвижимости и
земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с
пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, по форме, утвержденной
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору
в области налогов и сборов.
6. Факт нахождения имущества, указанного в
пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, в долевой или
совместной собственности разных лиц не может рассматриваться в качестве
фактора, понижающего стоимость земельного участка или расположенного на нем
объекта недвижимости.
7. Неотделимые улучшения объекта
недвижимости и земельного участка не могут являться основанием для снижения
оценки рыночной стоимости объектов налогообложения.
Статья 333.47. Налоговый период
1. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
2. В отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 4)
части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, налог на объекты роскоши уплачивается
налогоплательщиками один раз при приобретении налогоплательщиком права собственности
на объект налогообложения и постановке на учет в органах, осуществляющих
регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов.
Статья 333.48. Налоговые ставки
Устанавливаются следующие ставки налога в процентах от
стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения:
1) в отношении объектов налогообложения,
указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:
Стоимость
объекта налогообложения
|
Ставка
налога
|
От
30 млн. рублей до 50 млн. рублей
От
50 млн. рублей до 100 млн. рублей
От
100 млн. рублей до 150 млн. руб.
Свыше
150 млн. руб.
|
0,3
процента
0,6
процента
1
процент
5
процентов
|
2) в отношении объектов налогообложения,
указанных в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса,
находившихся в собственности у физического лица на праве безвозмездного
срочного пользования, либо на праве бессрочного пользования, или которые были
переданы ему по безвозмездному договору аренды в период до 1991 года, и приватизировавшего
указанное имущество:
Стоимость
объекта налогообложения
|
Ставка
налога
|
От
30 млн. рублей до 150 млн. руб.
Свыше
150 млн. руб.
|
0
процентов
0,3
процента
|
3) в отношении объектов налогообложения,
указанных в пункте 4) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса:
Стоимость
объекта налогообложения
|
Ставка
налога
|
От
3 млн. рублей до 5 млн. рублей
От
5 млн. рублей до 20 млн. рублей
От
20 млн. рублей до 60 млн. рублей
Свыше
60 млн. рублей
|
1
процент
3
процента
5
процентов
7
процентов
|
Статья 333.49. Порядок исчисления и уплаты
налогов.
1. Исчисление налога на объекты роскоши производится
налоговыми органами.
Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового
уведомления, направляемого налоговым органом.
2. За имущество, находящееся в общей долевой
собственности нескольких налогоплательщиков, налог уплачивается каждым из налогоплательщиков
соразмерно их доле в этом имуществе.
За имущество, находящиеся в общей совместной
собственности нескольких налогоплательщиков без определения долей, налог
уплачивается одним из указанных налогоплательщиков по соглашению между ними. В
случае несогласованности налог уплачивается каждым из налогоплательщиков в
равных долях.
3. Органы, ведущие реестр объектов недвижимости
и земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с
пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, обязаны ежегодно до 1
марта представлять в налоговый орган реестр объектов налогообложения по
состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.
Органы, осуществляющие регистрацию транспортных
средств, морских, речных и воздушных судов, обязаны ежегодно до 1 марта
представлять в налоговый орган сведения о регистрации имущества, являющегося
объектом налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44
настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным, по
форме, утверждаемой органом исполнительной
власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов.
4. Налоговая база для каждого налогоплательщика
определяется налоговыми органами на основании реестров, которые представляются
в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение
государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими регистрацию
транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов.
5. В случае возникновения (прекращения) у
налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на
имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2)
части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится
с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в
течение которых указанное имущество находилось в собственности
налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
6. За имущество, признаваемое объектом
налогообложения в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 333.44 настоящего
Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, в котором оценочная стоимость
указанного имущества превысила 30 млн. рублей.
За имущество, признаваемое объектом
налогообложения в соответствии с пунктом 4) части 1 статьи 333.44 настоящего
Кодекса, налог уплачивается с 1 января года, следующего за годом, в котором
осуществлено приобретение или регистрация права собственности на него.
За имущество, признаваемое объектом
налогообложения в соответствии с пунктами 1)-2) части 1 статьи 333.44
настоящего Кодекса, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента
открытия наследства. Исчисление суммы налога производится с учетом
коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение
которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу
календарных месяцев в налоговом периоде.
В случае уничтожения (утраты) имущества,
признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1)-3) части 1
статьи 333.44 настоящего Кодекса, взимание налога прекращается начиная с
месяца, в котором оно было уничтожено (утрачено), на основании документов,
подтверждающих уничтожение (утрату) имущества, выданных уполномоченными
органами. Документы, подтверждающие уничтожение (утрату) имущества,
предоставляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту жительства
налогоплательщика, а также в органы, ведущие реестр объектов недвижимости и
земельных участков, являющихся объектами налогообложения в соответствии с
пунктами 1)-3) части 1 статьи 333.44 настоящего Кодекса.
7. Платежные извещения об уплате налога
вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
Статья 4
Настоящий Федеральный
закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального
опубликования, за исключением статьи 3, которая вступает в силу с 1 января 2013
года.
Президент
Российской Федерации
к проекту Федерального закона «О
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью
13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
(в части введения налога на
объекты роскоши)
В Российской Федерации наблюдается высокий уровень социального
неравенства, нищеты населения, когда доходы ниже 25 000 рублей в месяц,
(при средней заработной плате по стране в 2011 году 23 527 рублей)
получают 77,3% граждан, из которых 54% имеют доходы ниже 15 000 рублей, в
связи с чем перераспределение богатства является необходимой мерой. Одним из
элементов такого перераспределения служит налог на объекты роскоши, введение
которого предусматривается настоящим законопроектом. Налог на объекты роскоши
является федеральным налогом и зачисляется в федеральный бюджет по нормативу
100%.
Плательщиками налога на объекты роскоши предлагается считать организации,
индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которым на праве
собственности принадлежит имущество, являющееся налогооблагаемой базой налога
на объекты роскоши.
Отдельно в
законопроекте поименован закрытый перечень категорий граждан, не являющихся
плательщиками налога на объекты роскоши: инвалиды Великой Отечественной
войны, а также инвалиды боевых действий, Герои Советского Союза, Герои
Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, лауреаты государственных
премий Российской Федерации, лауреаты Нобелевской премии.
Под налогооблагаемой базой налога на объекты роскоши понимается
недвижимое имущество и автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные
суда, отвечающие следующим требованиям:
1. по жилой
недвижимости и земельным участкам:
·
расположенные на территории Российской Федерации
на праве собственности стоимостью от 30 млн. рублей жилые дома, квартиры, дачи
и иные строения, помещения и сооружения, а также земельные участки, на которых
находятся указанные объекты недвижимости, дачные и садовые земельные участки,
земельные участки (доли в них), выделенные под индивидуальное жилищное
строительство, объекты незавершенного жилищного строительства вместе с
земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства;
2. по другому
имуществу:
·
приобретенные на территории Российской Федерации
или зарегистрированные в установленном порядке на нового собственника
стоимостью от 3 млн. рублей и выше автомобили, пассажирские морские, речные и
воздушные суда: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера.
В части 2 статьи 333.44 поименовано имущество, не являющееся объектом
налогообложения по налогу на объекты роскоши. Таким признаётся:
·
имущество, находящееся в собственности
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований,
·
земли сельскохозяйственного назначения,
·
недвижимое имущество и земельные участки,
используемые организациями и индивидуальными предпринимателями для
осуществления основного вида деятельности,
·
транспортные средства, морские, речные и
воздушные суда, находящиеся в собственности организаций или индивидуальных
предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление
пассажирских и (или) грузовых перевозок;
·
сельскохозяйственная и строительная техника;
·
имущество аварийных, медицинских и пожарных
служб.
Налоговая база определяется как стоимость имущества, исчисленная исходя
из рыночных цен. Рыночные цены по жилой недвижимости и земельным участкам
определяются на основе метода массовой оценки, принципы которой
регламентированы в статье 333.46 предлагаемого законопроекта. Рыночные цены по
другому имуществу, являющемуся объектом налогообложения, определяются с учётом
положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предлагается возложить на органы, осуществляющие
кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
полномочия по:
·
проведению массовой оценки недвижимого имущества
и земельных участков, являющихся объектом налогообложения налога на объекты
роскоши;
·
созданию реестра указанного имущества;
·
ежегодной переоценке имущества, указанного в
реестре и дополнении его новыми объектами;
·
передаче реестра органу исполнительной власти,
уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Законопроектом предлагается возложить на органы, осуществляющие
регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов, полномочия
по
·
созданию реестра сведений о регистрации
транспортных средств, пассажирских морских, речных и воздушных судов,
являющихся объектом налогообложения налогом на объекты роскоши;
·
передаче реестра органу исполнительной власти,
уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Законопроектом предлагается наделить орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, полномочиями
по:
·
разработке формы реестра объектов
налогообложения налогом на объекты роскоши;
·
расчету налогооблагаемой базы для каждого
налогоплательщика;
·
расчету величины налога на объекты роскоши;
·
направлению налогового уведомления
налогоплательщикам.
Налоговым периодом по налогу на объекты роскоши признается календарный
год. В отношении транспортных средств, морских, речных и воздушных судов налог
на объекты роскоши уплачивается один раз при приобретении права собственности.
В отношении жилой недвижимости и земельных участков, являющихся объектом
налогообложения, налог на объекты роскоши уплачивается ежегодно.
Законопроектом устанавливаются следующие ставки
налога в процентах от стоимости жилых домов, квартир, дач и иных строений,
помещений и сооружений, земельных участков (долей в них), объектов
незавершенного строительства вместе с земельным участком:
Стоимость
объекта налогообложения
|
Ставка
налога
|
От
30 млн. рублей до 50 млн. рублей
От
50 млн. рублей до 100 млн. рублей
От
100 млн. рублей до 150 млн. руб.
Свыше
150 млн. руб.
|
0,3
процента
0,6
процента
1
процент
5
процентов
|
Для физических лиц, у которых находилось на
праве собственности (либо на праве безвозмездного срочного пользования, либо на
праве бессрочного пользования, или было передано ему по безвозмездному договору
аренды) в период до 1991 года имущество, указанное в пунктах 1)-3) части 1
статьи 333.44 законопроекта, и если такое физическое лицо приватизировало
указанное имущество, предлагается установить следующие ставки налога в
процентах от стоимости:
Стоимость
объекта налогообложения
|
Ставка
налога
|
От
30 млн. рублей до 150 млн. руб.
Свыше
150 млн. руб.
|
0
процентов
0,3
процента
|
Законопроектом устанавливаются следующие ставки
налога в процентах от стоимости транспортных средств, морских, речных и
воздушных судов:
Стоимость
объекта налогообложения
|
Ставка
налога
|
От
3 млн. рублей до 5 млн. рублей
От
5 млн. рублей до 20 млн. рублей
От
20 млн. рублей до 60 млн. рублей
Свыше
60 млн. рублей
|
1
процент
3
процента
5
процентов
7
процентов
|
Статьей 333.49 предлагаемого законопроекта определяются особенности
исчисления налога на объекты роскоши при переходе прав собственности, при
уничтожении (утраты) имущества.
Налог на объекты роскоши предлагается ввести в действие с 1 января 2013
года.
Финансово-экономическое обоснование
к
проекту федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской
Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
(в части введения налога на
объекты роскоши)
Объекты недвижимости, указанные в пунктах 1)-3) части 1 статьи 333.44
настоящего законопроекта, предлагается облагать налогом на объекты роскоши по
следующей шкале:
Стоимость
объекта налогообложения
|
Ставка
налога
|
От
30 млн. рублей до 50 млн. рублей
От
50 млн. рублей до 100 млн. рублей
От
100 млн. рублей до 150 млн. руб.
Свыше
150 млн. руб.
|
0,3
процента
0,6
процента
1
процент
5
процентов
|
Всего в Российской Федерации насчитывается около 200 000 объектов
недвижимости, являющихся объектом налогообложения налога на объекты роскоши.
При этом в верхнем пределе дорогой недвижимости, стоимостью свыше 150 млн.
руб., насчитывается около 15 000 объектов по всей стране. Поступления в
федеральный бюджет от таких объектов составят 150 млн. руб. * 15 000 * 5%
= от 112,5 млрд. руб.
Недвижимости стоимостью от 100 до 150 млн. рублей насчитывается около
27 000 объектов. Поступления, рассчитанные по нижнему порогу предлагаемой
шкалы обложения налогом на объекты роскоши, составят 27 000 * 100 млн.
руб. * 1% = от 27 млрд. руб.
Недвижимости стоимостью от 50 до 100 млн. рублей насчитывается около
50 000 объектов. Поступления, рассчитанные по нижнему порогу предлагаемой
шкалы обложения налогом на объекты роскоши, составят 50 000 * 50 млн. руб.
* 0,6% = от 15 млрд. руб.
Недвижимости стоимостью от 30 до 50 млн. рублей насчитывается около
108 000 объектов. Поступления, рассчитанные по нижнему порогу предлагаемой
шкалы обложения налогом на объекты роскоши, составят 108 000 * 30 млн.
руб. * 0,3% = от 9,72 млрд. руб.
В соответствии с положениями законопроекта налогом на объекты роскоши
облагаются приобретенные на территории Российской Федерации или впервые
зарегистрированные в установленном порядке стоимостью от 3 млн. рублей и выше
автомобили, пассажирские морские, речные и воздушные суда: самолеты, вертолеты,
теплоходы, яхты, парусные суда, катера, по следующей шкале:
Стоимость
объекта налогообложения
|
Ставка
налога
|
От
3 млн. рублей до 5 млн. рублей
От
5 млн. рублей до 20 млн. рублей
От
20 млн. рублей до 60 млн. рублей
Свыше
60 млн. рублей
|
1
процент
3
процента
5
процентов
7
процентов
|
Продажи автомобилей в 2011 году стоимостью от 3 до 5 млн. рублей
составили 23 807 автомобилей. Исчисленные по нижнему порогу предлагаемой
шкалы сборы по налогу на объекты роскоши составят: 23 807 автомобилей * 3
млн. руб. * 1% = от 714,2 млн. рублей.
В 2009 и 2010 годах продажи суперкаров стоимостью от 20 до 60 млн. рублей
составил 180 и 230 автомобилей соответственно. Данные за 2011 год не известны,
поэтому поступления рассчитаны по 2010 году. Исчисленные по нижнему порогу
предлагаемой шкалы сборы по налогу на объекты роскоши составят: 230 автомобилей
* 20 млн. руб. * 5% = от 230 млн. рублей.
Статистика по продажам яхт и катеров, а также парка частных воздушных
судов отсутствует, однако по доступным для ознакомления данным, в России сбор
налога в соответствии с предложенной шкалой может составить от 200 млн. рублей в год.
Таким образом, суммарные поступления по налогу на объекты роскоши
составят: 112,5 млрд. руб. + 27 млрд. руб. + 15 млрд. руб. + 9,72 млрд. руб. +
0,714 млрд. руб. + 0,23 млрд. руб. + 0,2 млрд. руб. = от 165,4 млрд. рублей.
В условиях 2012 года, с учетом прогнозируемой инфляции в 6% за год: 187,6
* 1,06 = от 175,3 млрд. руб.
В условиях 2013 года, с учетом прогнозируемой инфляции в 6% за год: 198,8
* 1,06 = от 185,8 млрд. руб.
Расходы, связанные с администрированием налога на объекты роскоши,
многократно покрываются сборами от него.