"Налоговый" обмен тяжелыми ударами |
Точнее и не скажешь, даже и про ту же мораль. Но как оказалось, подписанием соглашения проблема не исчезла. Вот недавнее сообщение из СМИ.
Власти Швейцарии выдали ордер на арест трех немецких налоговиков - их обвиняют в нарушении банковской тайны и экономическом шпионаже. Новость просочилась в прессу первого апреля, но оказалась вовсе не шуткой. С тех пор скандал только набирает обороты.
Эта история началась два года назад, когда федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия
приобрела у некого осведомителя диск с личными данными клиентов банка Credit Suisse - в том числе граждан Германии, уклоняющихся от уплаты налогов. За ценный CD налоговики выложили 2,5 миллиона евро. В будущем затраты окупились с лихвой. Полученная информация позволила провести проверку в отношении неплательщиков, а также некоторых сотрудников швейцарского банка. Оказалось, что на счетах финансового заведения находится более миллиарда евро, недополученных немецкой казной. Чтобы избежать громкого судебного разбирательства, одному из крупнейших банков Швейцарии пришлось выплатить отступные - 150 миллионов евро.
Все бы хорошо, но власти Альпийской республики не оставили сделку без внимания. В отношении сотрудника Credit Suisse, "слившего" базу данных, завели уголовное дело. А спустя
два года Берн решил добраться и до немецких налоговиков. Недавно был выдан ордер на их арест. Если чиновники окажутся на швейцарской территории, то немедленно будут задержаны. Их объявили ни много ни мало агентами, промышляющими "экономическим шпионажем". Так что дело неплательщиков из Германии, прятавших свои деньги в надежном швейцарском банке, может обернуться чуть ли не дипломатическим скандалом между Берном и Берлином.
С немецкой стороны уже посыпались одно за другим жесткие заявления. Так, премьер-министр Северного Рейна-Вестфалии Ханнелоре Крафт назвала действия щвейцарской Фемиды "чудовищными". По ее словам, сотрудники немецкой финансовой инспекции всего лишь выполняли свои профессиональные обязанности, выявляя мошенников. А земельный министр финансов и вовсе назвал преступниками сотрудников банков, "содействующих отмыванию денег". Кстати, как подозревает Берлин, на швейцарских счетах немецких неплательщиков может находиться от 130 до 180 миллиардов евро.
Неудивительно, что политики обеих стран не упустили шанса заработать очки на громком деле. Так, глава парламентской фракции социал-демократов в немецком бундестаге Томас Опперман предложил наградить трех налоговиков высшим орденом Германии "За заслуги". В свою очередь, швейцарские правые додумались сравнить ФРГ с "банановой республикой", попирающей принципы правового государства.
Впрочем, эксперты уверены: никакой политической подоплеки в этих разборках нет. Все дело в особенностях законодательства, прежде всего - швейцарского. Как известно, оно строжайшим образом защищает тайну вкладов, и нарушение банковской тайны относят здесь к разряду серьезных преступлений.
Этот вековой принцип в последнее время все чаще становился предметом трений между швейцарской стороной и США, а также Евросозом, которые предъявляют налоговые претензии к банковской системе Альпийской республики. В прошлом году американское министерство юстиции одержало важную победу. В рамках расследования, инициированного Вашингтоном, банк Credit Suisse согласился предоставить данные счетов некоторых американских клиентов, подозреваемых в отмывании доходов. Проверка касалась лиц с американским гражданством. И это был не первый прецедент. Еще раньше парламент Швейцарии одобрил соглашение о передаче налоговым органам США данных более четырех тысяч вкладчиков UBS AG. Кроме того, банк согласился выплатить штраф 780 миллионов долларов - в рамках досудебного урегулирования спора.
Эксперты отмечают: конфликт между Берном и Берлином разгорелся весьма "своевременно". Ведь стороны как раз собирались заключить соглашение о налогообложении банковских вкладов. Предполагалось, что счета немецких неплательщиков будут облагаться специальным налогом в пользу немецкой казны. Швейцария согласилась на это после долгих и мучительных переговоров, но неожиданно против выступили немецкие социал-демократы - они сочли договор "слишком мягким".
Моя же позиция такова - совершение безнравственных и подлых поступков под прекрытием "интересов государства" не делает эти поступки нравственными, ведь история показывает, что безнравественность государства, его аморальность в выборе сомнительных средств не оправдывает внешне благородные цели. Как то так.